пятница, 18 апреля 2014 г.

У нас много общего

Эту историю я как-то рассказывала друзьям на Фейсбуке и в контексте предмета этого поста она мне снова вспомнилась. А история вот какая.

Пришла на приём к врачу. Доктор, не глядя на меня:
- Здравствуйте, фамилия?
- Колмакова.
- Марь Иванна, дайте карту Калмыковой.
- Пишется Кол-ма, – привычно поправляю я и неожиданно вызываю большой интерес у доктора.
 
- Мордва, мокша? 
- Простите?..
- Предки ваши кто были - мордва, мокша?
- Писались все русскими, а там уж кто знает…
- В Поволжье родственников нет? Я – мордвин, судя по фамилии, ваш
и предки тоже. А знаете, что Ваша фамилия означает?
- Я где-то читала, что на финно-угорских наречиях «колма» значит «три», так что я вроде как Третьякова или Тройнова на самом деле))
- Марь Иванна, смотрите, она молодец какая, знает! А моя фамилия Кечуткин, «кече» или «кечут» ковш значит, так что я Ковшов на самом деле. А некоторые издеваются, и говорят, что Поварёшкин))
Вот так и поговорили хирург и директор по персоналу о происхождении фамилий и финно-угорских наречиях)) В тот день и у хирурга что-то интересное случилось, и мне есть что вспомнить)))

К чему я веду: общность интересов и принадлежность к одной группе всегда способствуют более приятному и лёгкому взаимодействию. Больше того, социальная потребность принадлежности к группе является одной из базовых и важнейших потребностей человека. Относился ли хирург Кечуткин из-за финно-угорского происхождения моей фамилии ко мне лучше, чем к другим своим пациентам? Мне кажется, что да. Сочла ли я хирурга, внимательного к интересной мне теме - происхождению слов, одним из лучших специалистов, с которыми мне доводилось встречаться? Определённо.

Не считая того, что основываясь на общности интересов и принадлежности к одной группе, мы находим себе друзей и спутников жизни, этот феномен широко применяется и в разных видах профессиональной деятельности. Вся реклама примерно так и работает. Используется это и в любого рода консультировании, и в тренингах, и в продажах, и в рекрутменте.
Обнаружение общего между партнёрами по переговорам, по какому бы вопросу они не велись, способствует лёгкости протекания коммуникации, располагает людей друг другу. А в переговорах о продажах или на собеседовании по поводу работы от того, насколько продающему удаётся расположить к себе собеседника, очень часто зависит весь результат встречи – купят или не купят, примут или не примут. Причём рекрутеру важно расположить к себе не менее чем кандидату, потому что в комфортной обстановке люди лучше раскрываются, больше шансов понять, подходит человек для определённой работы или это только кажется на первый взгляд.

Правда, в отборе персонала, как, наверное, и в других видах деятельности, иногда демонстрировать общее означает давать «авансы», которые впоследствии ничем не будут подкреплены. К примеру, кандидат рассказывает, что средний балл диплома в институте у него был 4,8 или день рождения у него 8 марта, или у него 1 разряд по настольному теннису, или  у него Михаил Веллер любимый писатель.

- О, надо же! У меня тоже! – восклицает рекрутер. Ну, не смог человек удержаться от неожиданного обнаружения сходства в деталях, хотя и считает, что конкретный человек не подходит на вакансию. А кандидат при этом уже может решить, что предложение о работе у него практически в кармане.  Очевидно, что таких ситуаций лучше избегать. Равно как и ситуаций, когда демонстрирование общности выглядит как неприкрытая лесть или манипуляция. Ещё здесь следует избегать случаев, когда личный пример не убедителен.

Ну, а во всех остальных ситуациях, на мой взгляд, если мы сосредоточимся на общем между нами и нашим собеседником, нас ждёт эффективное взаимодействие и хороший результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий