вторник, 19 марта 2013 г.

Уроки танцев. Параллели.

Многие родители считают также, как и я – нет ничего лучше для девочки, чем занятия танцами. Это и хорошая физическая подготовка, и формирование пластичности движений, красивой походки, а также хорошее чувствование и понимание музыки. И какая девочка не  придёт в восторг, представляя, как она в блестящих и часто меняющихся нарядах, в макияже независимо от возраста, улыбается и парит на сцене, а ей рукоплещут и дарят цветыJ

Однако, не надо иллюзий – обучение в танцевальных коллективах чаще всего имеет отличные от родительских цели и само по себе является серьёзной профессиональной деятельностью, даже если речь идёт о маленьких детках.
Другими словами, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался в танцевальном коллективе «для себя и для удовольствия», скорее всего вас ждёт разочарование. Для себя и для удовольствия танцами можно заниматься только дома по видео-курсам, включение ребёнка в коллектив подразумевает не процессный, а результатный подход. Результатом обучения в танцевальных коллективах, помимо роста мастерства, как правило, является участие в концертах, фестивалях и победы на конкурсах.

Поэтому вы и ваш ребёнок можете сильно расстроиться, если вам скажут, например, что для участия в концерте вы «пока не готовы».  Или отстранят от участия в концерте, потому что вы не пришли на одну репетицию, даже если вы её пропустили по болезни или из-за собственного дня рождения, празднование которого было назначено на то же время, что и репетиция.

Оставим в стороне вопрос о том, для чего в конечном итоге сознаются детские коллективы и какими там должны быть правила. Наверное, нет ни одной коллективной деятельности, которой можно заниматься «просто так» и «для себя». В коллективах любые занятия – это профессиональная деятельность, ориентированная на определённые результаты и это надо либо принять, либо заниматься чем-то индивидуально.

Но, вернёмся к урокам танцев, которые я здесь рассматриваю как пример обучения и осуществления профессиональной деятельности. Мы, как зрители, когда смотрим концерт, видим только одну сторону медали – лёгкость и слаженность движений, хорошо подобранные костюмы, улыбки на лицах артистов. На деле же даже за самым коротким и простым танцем стоит огромная подготовительная работа. Прежде, чем дети научатся выполнять отдельные движения, они проходят серьёзную физическую подготовку – и это предмет отдельной многодневной работы. Дальнейшая отработка движений продолжается порой несколько недель. Как ни крути, лучше всех, при прочих равных, танцует тот, кто больше репетирует. Всё. Точка. Такая правда жизни. Даже самый  ярко выраженный талант без длительных репетиций не будет блистать должным образом.
А поскольку мы говорим о коллективе, научить каждого отдельного ребёнка движениям ещё даже не половина подготовки – нужно научить всех задействованных в танцевальном номере выполнять движения слаженно, последовательно, в соответствии со сценарием. Для этого, в свою очередь, нужно правильно отобрать участников для каждой роли в соответствии со способностями и опытом, научить всех действовать по определённым правилам, а не «тянуть одеяло на себя». Ничего эти процессы вам не напоминают? Мне очень даже напоминаютJ
 
Здесь также нужно обязательно отдельно сказать о важной роли «обеспечивающих подразделений». Мне мало известно об организационной работе руководителей коллективов, костюмеров, осветителей, монтажников декораций для концертов. Зато о том, сколько усилий прилагается родителями  ребёнка, танцующего на концерте в составе коллектива, я знаю очень хорошо. Родительские заботы простираются от  перекраивания графиков и привлечения дополнительных ресурсов, чтобы отводить и забирать ребёнка с занятий, обеспечивать его  всем необходимым для репетиций и концертов (костюмы, носочки, балетки, юбочки, расчёски, шпильки, еда, игрушки – всё промаркированное, чтобы не потерялось в концертной суматохе) и до доставки, переодевания, причёсывания, кормления не только своей девочки, но и всех девочек группы до и за кулисами концерта. И, чего уж там, большинство билетов на концерты детских коллективов покупаются родителями выступающих. Желание родителей видеть своего ребёнка на сцене должно быть очень велико, чтобы всё это организовывать и обеспечивать:)

Но самое главное, как и в любой деятельности – это желание самого ребёнка заниматься и участвовать в концертах. Многочасовые репетиции, следование жёстким правилам, необходимость сидеть в гримёрках, пока танцуют другие коллективы – большой труд для маленьких артистов. И родительских желаний, а также цветов и аплодисментов в перспективе совершенно недостаточно для того, чтобы ребёнок прилагал усилия и продолжал заниматься. Он должен сам очень хотеть танцевать. Не только на словах, но и на деле. Готовясь к занятиям, занимаясь дополнительно дома, в трудных ситуациях выбора между занятиями танцами и другими важными для себя занятиям выбирая всё-таки танцы.

Лично я  поняла, насколько сильна мотивация моей семилетней дочери заниматься в её танцевальном коллективе только тогда, когда она по собственной инициативе (!!!) пошла разговаривать с художественным руководителем, чтобы её допустили к участию в концерте, несмотря на опоздание (!!!) на последнюю репетицию из-за празднования собственного дня рождения. Мы, родители, не собирались больше вести никакие переговоры, готовы были вернуть уже приготовленные для выступлений костюмы и закончить обучение нашей дочери танцам, считая ситуацию несправедливой и очень обидной для ребёнка.

Но иногда мы можем научиться чему-то даже у своих детей:) А также можем извлечь опыт из трудной ситуации и вспомнить о принципах профессиональной деятельности, участвуя в самых что ни на есть развлекательных мероприятиях:).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий