понедельник, 23 сентября 2013 г.

Не хочу - не буду или работодатель как капризных детей воспитатель

В каких только ролях не приходится выступать работодателю!
Некоторые из них обязательные: всего для работы обеспечитель, заработную плату вовремя и в полном объёме платитель, всех необходимых льгот и гарантий предоставитель.
Некоторые, хоть и не закреплены законодательно, но тоже, по мнению многих, обязательные: зарплату регулярно пересмотритель; обедов, оплаты проезда, скидок на продукцию компании даритель.
Есть ещё роли, о которых работникам не всегда вспоминается: к врачу, на родительское собрание, на день рождения к бабушке отпуститель; использования своих принтеров, копиров, интернетов для личных целей сотрудников разрешитель (или не разрешитель, но всё равно предоставитель).
Собственно, напрямую в своих интересах работодатель действует только в одной роли: выполнения заданий, планов и показателей требователь. Но и она часто сопряжена с ещё одной, прямо скажем, неожиданной: на выполнение задания убедитель.

Оставим сейчас в стороне роли, в которых работодатель – тяжёлой работой за копейки завалитель и трудового кодекса злостный нарушитель. У таких, как правило, капризных сотрудников не бывает, во взаимодействии с сотрудниками одной из основных их ролей является эта - чуть что без выплат увольнитель.


Не будут сейчас предметом исследования и ситуации, когда сотрудник не имеет нужной квалификации или достаточного времени для выполнения задания; не уверен, что справится с заданием или перегружен другими задачами.

Речь пойдёт о сотрудниках, которые действительно капризничают – называют надуманные причины невозможности выполнения задания, делают обиженный вид и даже скандалят и бросают на стол заявления об увольнении. Такие сотрудники начинают говорить «это не входит в мои обязанности», «мне за это не доплачивают», «меня это не устраивает» и прочее в таком же духе.
И вот именно в такой момент у работодателя обозначается роль «капризных детей воспитатель». Потому что различий между капризными детьми и капризными взрослыми не так уж много. Но перед тем, как перейти к воспитательному процессу, работодателю ещё нужно разобраться: а не имеет ли он дело  с недобросовестным сотрудником, который просто не хочет работать, а потому пытается злоупотреблять своими щедро наделёнными ТК РФ правами, и ведёт себя нагло и хамовато. Для таких сотрудников работодатель должен выступить в совсем другой роли, но сейчас, опять же,  не об этом.

Это, наверное, не секрет -  первое желание и у работодателя, и у родителя в отношении раскапризившихся общее  – выпороть)). Но мудрость воспитателя как раз и заключается в том, чтобы разобраться с причинами капризов, и повести себя требовательно, но справедливо.
Итак, почему возникают капризы? Педагоги и психологи считают, что каприз – это слабость, которую и взрослый, и ребёнок, пытаются превратить в силу, чтобы добиться своего, привлечь к себе внимание, самоутвердиться.

В первую очередь капризы свойственны так называемым кризисным периодам, например, у детей это возрастные кризисы. Сотрудники, которые «вдруг» начинают капризничать, тоже могут быть в кризисе: что-то не так в семье, слишком много неприятных моментов в работе за последний период, проблемы со здоровьем и т.п. В данном случае мы имеем дело с так называемыми «оправданными» капризами. Вспомните, малыши тоже капризничают, когда болеют)). И здесь может понадобиться всё терпение и такт, на которое работодатель только способен и готов проявить.

Дети часто капризничают из-за обиды  - не купили новую игрушку, не уделили должного внимания,  «я гвоздь в сарае забивал и то не слышал я похвал». Ровно те же самые причины могут быть и у сотрудников – заплатили премию меньше, чем ожидалось; не похвалили за хорошо сделанную работу или вообще давно не хвалили; «столько лет я тебе служу, а ты мне и корочки хлебной не дала, а им - ветчинки дала» и т.п. И дети, и взрослые от обиды запросто совершают капризные выходки. Только у взрослых выходок последствия всегда тяжелее…

Дети и взрослые могут капризничать и вести себя с вызовом, если перестали чем-то дорожить. У детей это может проявляться так: не купишь новый велосипед? - ну и ладно, не очень-то и хотелось. Или даже с угрозой: не купишь новый велосипед?  - тогда я самокат сломаю!
Работники, которые уже приняли решений уйти из компании, уже нашли несколько подходящих вакансий, и особенно те, кто уже написал заявление на увольнение, могут вести себя примерно также – с вызовом, игнорируя распоряжения, потому что, несмотря на своё фактическое присутствие в компании, на самом деле уже ушли.
И если с детьми нужно справляться «нащупыванием» их новых ценностей, то с работниками надо договариваться о спокойном, без резких движений, завершении сотрудничества, потому что это в интересах обеих сторон. Опции для взаимовыгодного обмена всегда найдутся, хотя и не всегда «пряничного» характера.
Педагоги считают, что капризы у детей «лечатся» объяснениями, что «можно» и что «нельзя», проявлением внимания и заботы, а иногда и игнорированием – в какой-то момент для самого ребёнка его каприз становится бессмысленным и не нужным, надо только дать ему время. Хорошие результаты даёт использование принципа естественных последствий: не хочешь есть – выходи из-за стола и жди следующего приёма пищи; не убираешь игрушки за собой – больше игрушек не получишь; грубишь бабушке – не жди от неё сказки на ночь)).

Детям, когда они отказываются что-то делать, иногда полезно задавать наводящие вопросы: Тебе купили игрушку, о которой ты просил? Тебе приготовили вкусный обед? Тебе разрешили гулять после дождя? Теперь твоя очередь проявить заботу и помочь!
Для работников этот приём тоже применим: Этот вопрос касается интересов компании? Этот вопрос касается деятельности вашего отдела? Компания платит заработную плату за работу в этом отделе? Тогда у вас не должно быть сложностей с выполнением этого задания.

Советы по воспитанию капризных детей и в самом деле могут пригодиться работодателям)) Стоит приглядеться: может, и правда, у них какие-то сотрудники ходят недолюбленные и недохваленные, а какие-то плохо осознают естественные последствия своего поведения)).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий