суббота, 7 декабря 2013 г.

Это слишком откровенно!

Бывало ли у вас так, что незнакомый человек при первой же встрече рассказывал вам что-то очень и очень откровенное, после чего вы, как минимум, чувствовали себя неловко и, как максимум, испытывали культурный шок? И ладно ещё, если это происходит на вечеринке или ещё где-то, где подразумевается неформальное общение. Но когда такое случается в офисных переговорных, на деловых встречах, подразумевающих «ничего личного, только бизнес», я, например, просто теряюсь в догадках – что мне делать с этой информацией и почему человек не смог мне этой информации не выдавать.

Пришел на интервью кандидат, очень хотел у нас работать. И рассказывает примерно следующее:
- Вообще я довольно долго и успешно перепродавал билеты на Киевском вокзале. Но недавно меня поймали, снимок мой с объявлениями «не покупайте билеты у мошенников!» развесили на всей территории, так что я теперь к вам хочу.
Или вот ещё девушка приходила. Очень жаловалась на предыдущего работодателя, загрузившего её непосильной работой за сущие гроши и настолько подорвавшего её психическое здоровье, что она на год впала в депрессию. Потому и не работала и не искала работу. Да, сейчас уже лучше, но её состояние очень зависит от того, каким будет её следующий работодатель.
Ну, вот что можно было сделать с кандидатом с Киевского вокзала, кроме как препроводить его в ближайшее отделение милиции, а с девушкой в депрессии, кроме того, как набрать 03?
Согласна, что такая откровенность – это в большей степени неадекватное поведение, но и от вполне адекватных людей на собеседованиях можно услышать массу личной, лишней, очень откровенной информации. О неудачных замужествах, сложных отношениях с родителями или детьми, предательствах друзей и партнёров, предпочтениях в еде и одежде и т.д. и т.п. Уверена, что любой рекрутер может привести множество примеров, когда ему приходилось слышать нечто подобное. Но пост, собственно, не о том, какие бывают неадекватные кандидаты.
Мне действительно хочется понять, что побуждает людей чрезмерно откровенничать там, где это по определению не подразумевается, не приветствуется и может негативно повлиять на результат переговоров.

Понятно, что среди догадок простодушие, граничащее с неадекватностью – на первом месте. Второе, что приходит на ум -  очень располагающий стиль проведения интервью рекрутера. Когда перед тобой очень приятная девушка или молодой человек, своим видом и манерой поведения демонстрирующий абсолютную доброжелательность, может показаться, что это твой друг, с которым можно поговорить обо всём. И вот слово за слово, человек начинает рассказывать о себе, как о личности, а не о себе, как о профессионале.

Я, кстати, когда при первичном отборе тестирую кандидатов на разговорный английский именно так вопрос и ставлю: А не могли бы вы рассказать о себе не как о профессионале, а как о человеке – что вы за человек? Но делаю я это вовсе не для того, чтобы узнать человека поближе. Просто я не знаю специальной терминологии на английском и могу не понять и не оценить, насколько легко человек ей оперирует. А вот о погоде и общечеловеческом – да, и поговорить могу и понять, насколько беглый у кандидата английский. Успешные кандидаты всё равно выстроят свой ответ так, чтобы показать прежде всего деловые характеристики.
А вот всех остальных хочется предостеречь от недопонимания. Человек, который приглашает вас на интервью, не ищет друзей. Он ищет квалифицированного сотрудника для своей компании, причём часто с требованием – не отягощённого личными проблемами. И даже когда рекрутеры задают довольно личные вопросы, например, о планах на замужество и детях, о съёмном или собственном жилье, о наличии автомобиля и другие, они просто пытаются понять риски компании, которые могут возникнуть при найме того или иного сотрудника, а не хотят получше узнать вас как человека.
Одна моя знакомая рассказала отличную историю об обманчивости располагающего стиля проведения интервью.
- Прихожу на собеседование, директор по персоналу, очень милая женщина, заколочки какие-то разноцветные в волосах, улыбается, конфеты ест и мне предлагает. Ну, думаю, разговор пройдёт легко и непринуждённо. А она буквально с первых минут взяла меня в такой оборот, что возникло ощущение, будто меня подняли в воздух и вращают, не давая опомниться! Более профессионального интервью я и не припомню!

Ещё можно предположить, что люди излишне откровенны, потому что слишком буквально понимают советы не говорить неправду и не искажать информацию о себе на собеседовании. И тогда ответ на простой вопрос о том, что не понравилось на предыдущем месте работы может обрасти такими деталями, что хоть романы пиши! Вместо обобщения одним предложением причины, люди могут шаг за шагом рассказывать развитие своего конфликта с коллегами или руководителем, описывать рабочие ситуации, которые стали последней каплей, переполнившей чашу их терпения.

Я понимаю, что информацию о кандидате можно получать даже исходя из частотности использования им тех или иных слов, что иногда и слава Богу, что человек в подробностях рассказал о конфликтах на прежней работе, ведь это помогло понять, что нам такой человек не подходит. Но всё-таки предпочитаю, чтобы мне не рассказывали всей правды в деталях. Если по какому-либо поводу у меня возникнут сомнения, я задам дополнительный вопрос, а изначально излишне откровенничающие люди меня настораживают и заставляют усомниться в их здравом смысле. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий