пятница, 27 декабря 2013 г.

Корпоративные подарки: людям приятно или деньги на ветер?

Мне кажется, что если первоначально в основе традиции корпоративных подарков накануне нового года и лежало желание продемонстрировать особое отношение к клиентам, партнёрам и сотрудникам, то со временем оно сильно деформировалось и большинство компаний, следуя традиции, руководствуются уже более упрощёнными постулатами, самый распространённый из которых «дорог не подарок, а внимание».

Конечно, глупо отказываться от возможности использовать такой прекрасный повод – всенародно любимый праздник – для того, чтобы, например, увеличить продажи. Ведь консультанты по маркетингу хором советуют: «Все люди любят подарки, это подтверждённый временем факт! Приобретение различных фирменных безделушек обойдется недорого, а клиенту приятно. Предложите свои фирменные подарки при покупке товара. И чем больше стоимость покупки, тем дороже предложите подарок»! Тут всё понятно, подарок это как бы не подарок, а маркетинговый ход.
А вот в случае с бизнес-партнёрами нужен уже какой-то другой маркетинговый ход. Бизнес-партнёрам дарят что-то подороже «фирменных безделушек». Хотя, вряд ли кто-то особенно рассчитывает, что преподнеся партнёрам фирменные календари и ежедневники сможет серьёзно упрочить/улучшить отношения с ними, просто традиция такая – сделать подарок к Новому Году. Мы, например, недавно опять получили традиционный подарок от своего серьёзного партнёра – настольный и датированный ежедневники, в дорогой коже, с тиснением, с золочёными надписями. И в очередной раз несколько дней пристраивали этот подарок - «может кому надо». И в очередной раз думали, что если бы деньги, потраченные на этот подарок, наш партнёр перечислил, например, в детский дом, то пользы и радости от него было бы гораздо больше.

Кстати, педагоги, врачи и воспитатели наших детей, а также «люди из ЖЭКа» и других инстанций, которым накануне нового года тоннами несутся сувениры, коробки конфет и бутылки с чем-нибудь, тоже в каком-то смысле деловые партнёры. Один мой знакомый, выросший в учительской семье, поделился наблюдением:
- С советских времён совершенно ничего не изменилось: у учителей и врачей опять будет к новому году по 50 коробок конфет, которые просто невозможно съесть и их будут передаривать в течение года по всякому случаю, пока срок годности позволит. А вот если бы родители, которые несут эти пакеты, сбросились даже по минимальной сумме и подарили в конверте, у учительницы с большой долей вероятности была бы возможность купить то, что ей действительно нужно. И в этом даже небольшом списке нужного точно не было бы ни одной коробки конфет и ни одной бутылки шампанского!
Но это так, отступление от темы, подчёркивающее, что даже на уровне межличностных отношений Новый год, как, впрочем, и 8 марта, давно превратились в праздники передаривания друг другу коробок, бутылок и бессмысленных сувениров. 


С корпоративными подарками сотрудникам вообще отдельная песня. Из года в год их все одаривают календарями, ежедневниками, футболками, бейсболками, чашками, коробками конфет, шампанским и даже пледами, полотенцами, халатами и тапочками с корпоративными логотипами. Почему-то большинству компаний кажется, что сотрудники это оценят, будут этим пользоваться, с благодарностью вспоминая дарителя. А ещё
большинству компаний кажется, что корпоративные сувениры обходятся недорого. Но это только кажется! Потому что чаще всего собирается какая-нибудь рабочая группа и часами дискутирует на тему «что подарить сотрудникам в этом году, ведь мы уже почти всё дарили!» Потому что как минимум один человек, рабочее время которого оплачивается компанией,  занимается вопросами подбора подрядчика, предоставления необходимой информации для изготовления, оплатой, доставкой и распределением корпоративных сувениров, которые сотрудники потом, в лучшем случае передарят, а в худшем – просто выбросят. Потому что у них уже полно и дома, и на даче, и у их родственников всевозможной корпоративной атрибутики, собирающей пыль на полках или хранящейся до какого-то момента в недрах шкафов. А ещё в рабочих группах по корпоративным подаркам обязательно мелькает шальная мысль подарить сотрудникам неходовой или с минимальным браком свой же товар, а это вообще полный привет.
Такие мнения о корпоративных подарках, конечно, вряд ли можно услышать «глаза в глаза», но в кулуарах и на форумах в интернет их очень много:
- Шоколадка, завёрнутая в бумажку с корпоративным логотипом, или бутылка шампанского с той же корпоративной наклейкой так и останутся банальными шоколадкой и бутылкой шампанского. Если вы дарите подарок без ваших логотипов, то есть возможность его передарить в случае непредвиденных гостей или ещё чего. Не вижу смысла оставлять себе все подаренные сувениры, и, тем более, разоряться на покупку таких же сувениров в ответном презенте. По большей части сувениры с корпоративными наклейками просто бесят! А шоколадки и шампанское уже, по-моему, никто видеть может!
В канун Нового 2014 года аудиторская компания «Делойт» подготовила традиционное исследование «Новогоднее настроение», в котором, в том числе, изучался и вопрос что россияне хотят получить в подарок. И вот что получилось в результате:
- Деньги стали бы лучшим подарком в Новый год для большинства жителей России (49%). Мужчины кроме того хотят заполучить смартфон (46%) или планшетный компьютер (35%), а женщины - заграничное путешествие (53%), ювелирные украшения или часы (46%). 
Очевидно, что есть компании, которые делают «правильные» корпоративные подарки и есть сотрудники, которых в принципе ничего не может порадовать. У меня нет готового ответа на вопрос, какой корпоративный подарок является правильным и достигает своей цели – показать особое отношение. Я сама его ищу.  

Но зато есть устойчивое неприятие часто встречающегося отношения «пустячок, а приятно» и особенно «на халяву и уксус сладкий». И ещё есть убеждённость, что лучше ничего не дарить, чем дарить бесполезную ерунду. Что если хочется и можется что-то дарить, то подарки должны быть разными для разных людей, а не «всем по коробке конфет и бутылке шампанского». Что выплаченная не по графику, а к празднику заработная плата тоже может считаться подарком. И, наконец, что Новый год – всё-таки домашний, семейный праздник и самые лучшие подарки мы находим у себя дома под ёлкой, а не на рабочем месте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий