суббота, 31 мая 2014 г.

Больная тема

С этим ничего нельзя поделать – люди болеют. И часто кашель, чихание и шмыганья носом слышатся в офисе так же часто, как телефонные звонки и клацанье клавиш компьютеров, а количество заболевших сотрудников увеличивается день ото дня.
На самом деле, болезнь – это проблема и для сотрудника, и для работодателя.
 Для сотрудника, кроме собственно плохого самочувствия, это ещё и сокращение дохода. Оплата больничных листов не приносит никакого удовлетворения по сравнению с окладом и премией. Есть, конечно, компании, где выплачивают по больничному листу 100% от заработка, но на продолжительные болезни там тоже чаще всего ограничения. Большинство же компаний оплачивают время по болезни «как положено» или не оплачивают вовсе. Есть и такие, где при официальном трудоустройстве и «белой» зарплате оплачивают только 2 недели болезни в году, а всё остальное время предлагают сотрудникам болеть за свой счёт.

Есть и другие причины, по которым сотрудники предпочитают «болеть на ногах». Например, опасение «перегруза» работой по возвращении с больничного и нежелание испортить отношения с руководителем (ведь нередки случаи, когда руководитель начинает «косо смотреть», если берут больничный из-за «банальной простуды») и коллегами, которые будут выполнять дополнительную работу из-за их отсутствия. Кстати, с коллегами можно испортить отношения и пытаясь продолжить работу с кашлем и насморком – я не раз слышала о конфликтах, которые возникают между сотрудниками из-за того, что «ты сама толком не работаешь, и меня ещё заражаешь, а я твои вирусы к тому же своим детям принесу!»
Для работодателя проблема в этой ситуации очевидна – недополученные выгоды, дополнительные расходы на оплату замены и невыполнение задач и планов, когда сотрудника заменить некем. Поэтому для предотвращения пропусков по болезни разрабатываются дополнительные «кнуты и пряники».
Например, в Германии в некоторых компаниях в корпоративной газете каждый месяц сообщают кто и сколько дней по болезни пропустил в качестве примера «неправильного» поведения. В США разрабатывают целые программы, направленные на поддержание здоровья сотрудников, основанные, правда, в первую очередь на штрафовании курильщиков, поощрении стремящихся избавиться от лишнего веса и субсидировании карт в фитнес-клубы. Самыми бесспорно положительными способами сохранения здоровья сотрудников представляются регулярные диспансеризации и предоставление средств дезинфекции для рук, рабочих поверхностей и офисной техники. Эти меры, вместе с сезонными вакцинациями сотрудников от ОРВИ/гриппа и установлением графиков проветривания помещений, используют и отечественные работодатели. Понятно, что не для всех компаний это применимо, но некоторые работодатели дают сотрудникам возможность 2-3 дня «отлежаться» без открытия больничного листа (минимум на 5 дней) и предлагают выполнять некоторые или все виды работ дистанционно. Такие способы решения ситуации подходят как для обеспечения интересов работодателей, так и для самих работников.

Большое распространение имеют всякого рода премирования – премии за отказ от курения, работу по снижению лишнего веса и отсутствие пропусков по болезни за какой-то период.
Правда, вместе с такими мерами работодатели получают и побочные эффекты. Например, недовольство некурящих сотрудников (их-то не премируют, они и так не курят!), сотрудников, которые без вмешательства работодателя ведут здоровый образ жизни и поддерживают нормальный вес (они тоже ничего не получают, будучи «молодцами» по определению), а также «самопожертвование» тех, кто приходит на работу нездоровым, чтобы всё-таки получить премию за отсутствие больничных в отчётном периоде.

К сожалению, единого и универсального способа решения ситуации с пропусками по болезни не существует. Но, думается, что при подходе «не нарушать законодательство, не наносить вреда окружающим, заботиться об общем деле и уважать друг друга» такие способы всё-таки можно найти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий