пятница, 20 июня 2014 г.

Сотрудники бывшими не бывают

Часто у вас бывает, что вам звонят бывшие работодатели и требуют предоставить документы, которые они по каким-то причинам «утратили», но теперь нужно дать эти документы, например, для какой-нибудь проверки или в какие-нибудь инстанции? Или настаивают, чтобы вы подписали нужные им бумаги по нужным им причинам? Думаю, что, в среднем, 1 раз в жизни или никогда.

А между тем, случаев обращения бывших сотрудников к прошлому работодателю – множество. Законодательство обязывает работодателя даже для бывших сотрудников оплачивать больничный лист, если заболевание произошло в течение 30 дней после увольнения, а на новую работу вы ещё не устроились. Своевременно выписывать всевозможные справки, выдавать копии приказов, выписок, трудовых книжек - в необходимом количестве экземпляров и безвозмездно. Оформлять дубликаты и восстанавливать записи в утерянных документах, подтверждать стаж работы и ещё многое другое.

Нет, конечно, встречаются случаи, когда работодатели пытаются получить от бывших сотрудников ошибочно перечисленные средства, или возврат денег, за которые те подписывались в кассовых документах, но отчёта так и не предоставили, или – совсем уж маловероятное, но существующее – просят устранить ошибки, которые когда-то были допущены в работе, потому что никто другой этого сделать не может.
Но тогда сотрдуники, конечно же, отправляются за советом в интернет. А мудрое интернет-сообщество их быстро успокаивает чёткими ответами вроде:
«Живите спокойно и занимайтесь своими делами. Мало ли кто-то когда-то какие-то недочеты в работе допустил! Вы уволились, теперь эта проблема осталась там, на бывшей работе и ее решат без Вас».
После таких ободрений смелеют даже те, у кого совесть не чиста:
 «Имеет ли право мой бывший работодатель потребовать через суд возмещения ущерба, который я когда-то сделала, если прошло уже больше полгода?»
Даже если необходимо сделать что-то, что нужно исключительно самому бывшему сотруднику, но требуются какие-то дополнительные документы или усилия, он всё равно на всякий случай поинтересуется – а на каком, собственно, основании работодатель требует этих усилий и документов?
«Больничный после увольнения. В праве ли бывший работодатель требовать трудовую книжку для начисления больничного или я не обязана показывать её ему?»
Больше того, бывшие сотрудники обязательно наткнутся на вооружающие инструментами борьбы с работодателям материалы, после чтения которых получат большой заряд мотивации не только «отправить лесом» требовательного бывшего партнёра, но ещё и попытаться с него что-нибудь «слупить».
«Не стоит забывать, что ваш бывший начальник вам все ещё кое-что должен. Поэтому, вам остается только набраться храбрости, после чего можете смело заявиться в его офис (при этом желательно предварительно записаться на прием) и, крепко приложившись кулаком по офисному столу (только не перестарайтесь), потребовать вполне законные вещи».

Кем и, главное, зачем пишутся эти материалы и насколько они законны – это, конечно, большой вопрос, но всё-таки для отдельного обсуждения.
Несмотря на то, что никакого иного, кроме стремления не нарушать нормы законодательства, интереса к исполнению требований бывших сотрудников, у работодателя нет, он, тем не менее, должен выделять время и ресурсы на работу с ними, хотя мог бы задействовать эти ресурсы для работы с сотрудниками действующими или для выполнения других важных для компании в данный момент задач. 

Поймите меня правильно, я не против того, что работодатель должен предоставлять необходимое для удовлетворения законных требований бывших сотрудников. Я против обращений к работодателю с позиции «Вы мне должны и поторопитесь!», но, к сожалению, такая позиция у бывших сотрудников встречается довольно часто.
Особенно печально, когда приходится иметь дело с совершенно абсурдными требованиями, которые выдвигаются безапелляционно и громогласно. Одна девушка, которая увольнялась из компании по собственному желанию по завершении 3-х летнего декретного отпуска, сообщила мне, что, конечно, пока работать не готова, но через годик, может, вернётся: «Ведь вы обязаны сохранять за мной место ещё в течение трех лет, и я в любой момент могу вернуться, если захочу». На объяснения, что период, в течение которого работодатель обязан сохранять рабочее место, уже завершился, ушло не меньше часа – на слово мне девушка не поверила, потому что «а мне сказали не так!», и мы вместе листали трудовой кодекс и комментарии к нему.
А недавно звонила ещё одна требовательная бывшая сотрудница.
- Мне нужны копии приказов о назначении на должность за 2000-2004 год. Когда я могу их забрать? – заявила она, не особенно распространяясь о причинах возникновения своего запроса.
Я попросила перезвонить на следующий день, так как документы за этот период уже в архиве, нужно время, чтобы их поднять и заверить.
- Тогда запишите мой номер и перезвоните мне сразу же, как только они будут готовы! – настаивала девушка. На моё возражение, что у меня много других задач и будет лучше, если она сама будет отслеживать осуществление своего проекта, девушка почти оскорбилась:
- Нда…понятно, вы очень там заняты какими-то важными делами…Ну, ладно, я может быть перезвоню, если найду время.

Девушка не нашла времени, чтобы поинтересоваться судьбой нужных ей документов. Думаю, она в скором времени снова позвонит с требованиями. Но при таком подходе возникает сильное желание сообщить, что если уж известно, что именно бывший работодатель должен, то стоит изучить и порядок реагирования на такого рода запросы – в течение трёх дней с момента получения письма с описью вложения, а никак не по телефонному звонку и в удобное бывшему сотруднику время.

Выходит, что бывших сотрудников, как и бывших жён и мужей, не бывает. И отношения, даже прекращённые по инициативе самого сотрудника, время от времени возобновляются. Уже при найме на работу нового сотрудника нужно помнить, что эти отношения, скорее всего, на всю жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий