Услуги по подготовке обзоров заработных плат предлагают множество
кадровых и консалтинговых агентств, их регулярно публикуют работные порталы, но
и в тех и в других, на мой взгляд, есть свои ограничения. Например, платные
обзоры, как правило, делаются по отраслям, специальностям и определённым
регионам. Но насколько вам поможет знание «средней температуры», например, по
Москве? Опять же, а если ваша компания не вписывается только в одну отрасль
оптовой торговли, например? Если у вас еще есть розница и производство? А что,
если у вас подразделение рекламы входит
в структуру управления продаж, а функции маркетинга выполняет подразделение
закупок? В такой ситуации вам придётся купить 3-4 вида обзора - и для опта, и
для розницы, и для закупок и для маркетинга, что, скорее всего, превысит ваш
бюджет на такого рода деятельность.
Свои минусы и у обзоров от кадровых порталов. Они, как правило,
делаются на основе базы резюме и вакансий именно этого портала, хотя, очевидно,
что а) не все вакансии и резюме на рынке публикуются на данном конкретном
портале и б) для разного уровня должностей есть более или менее подходящие
порталы. Кроме того, кадровый портал в конкретный месяц может интересовать
заработная плата инженеров, а вам в это время позарез нужно знать, какая
ситуация с зп у системных администраторов, например.
И, наконец, у всех сторонних подрядчиков есть один общий жирный
минус: их обзор делается для, возможно, похожих на вашу, но не для вашей
конкретной компании. Да, рынок услуг широк и
можно заказать обзор и «под себя конкретно». Но иногда почитаешь
технологию этого обзора, в котором «средним рыночным уровнем» называется
«диапазон совпадения предложений работодателей и ожиданий соискателей» и
удивишься, почему не учитывается простая вещь – предложения работодателей и
ожидания соискателей почти по всем должностям как классная и домашняя работа:
первая всегда похуже (поменьше, то есть), а вторая всегда получше (повыше).
В общем, мы в какой-то момент мы решили делать обзор сами для себя
и под себя. У нашего способа тоже есть свои ограничения, и я о них обязательно
скажу, но в целом это довольно простая, «подъёмная» своими силами, а главное –
работающая технология. Обзор по массовым
должностям компании (от 5 штатных единиц) мы делаем почти каждый месяц, обзор
по всем должностям в компании – 1-2 раза в год, обзор по открытым вакансиям –
по мере возникновения вакансий. Работа кропотливая, требует внимательности,
усидчивости и небольшого знания Excel))
А дальше открываем несколько работных порталов и анализируем только
те предложения работодателей и резюме соискателей, в которых всё точно «как у
нас».
Для анализа предложений работодателей принимаем во внимание:
- компании с максимально схожим профилем деятельности;
- компании со схожей численностью сотрудников и структурой (да,
придётся порыть, но крупные и мелкие компании предлагают порой разный уровень
оплаты, а нам нужно «как у нас»);
- если анализируем розницу – принимаем во внимание площадь
магазинов (выясняем по информации в интернет или отдельным звонком под видом
соискателя);
- график работы, требования, функционал, система оплаты – как у
нас. С системой оплаты самая сложная часть, не все пишут, что у них оклад, а
что премии, но в большинстве случаев разобраться можно. Кстати, в том числе и
по этой причине, мы не принимаем к анализу объявления с разбросом зп от 25000
до 100000 рублей.
- заработная плата должна выплачиваться в такой же как у нас
валюте, с такими же вычетами, как у нас – то есть что там net и что там gross должно быть понятно.
- хорошо бы также понимать «черная», «серая» или «белая» зп, но
если вы «белые и пушистые», можете просто наслаждаться своим конкурентным
преимуществом)))
Особенности: бывает, что объявление почти идеально подходит «под
нас», а оплата указана «договорная». Тогда притворяемся соискателем, звоним и
выясняем какая ситуация с зп. У меня был один очень забавный случай – я притворялась
администратором торгового зала, хорошо подготовила «легенду», очень убедительно
рассказывала о своём опыте (после стольких лет подбора таких специалистов это совсем не трудно), но мне ни
под каким предлогом не хотели сообщить даже порядок оплаты. «Пришлите ваше
резюме» - и хоть ты тресни! До сих пор не понимаю, почему нужно так строго
охранять тайну размера заработной платы, но пришлось обойтись без этого
объявления в анализе. Ещё нюанс – то, что у нас называется «менеджер по работе
с клиентами», у других может называться и «менеджер по продажам», и «администратор
отдела продаж» и «менеджер по работе с корпоративным клиентами» и ещё множество
других названий . Поэтому «цепляемся» за название должности, но чётко проверяем
функционал. Если данных для анализа недостаточно, просматриваем должности с
другими названиями, но со сходным функционалом.
При анализе резюме соискателей делаем всё то же самое, что при
актуальной открытой вакансии:
- проверяем соответствие формальным требованиям;
- проверяем совпадение по функционалу, нужным нам навыкам и
умениям;
- сравниваем зарплатные ожидания кандидата с предусмотренным у нас
уровнем зп;
- даём свою экспертную оценку: пригласили бы на интервью или нет, может/не
может подойти.
В ситуации открытой вакансии такой анализ имеет ещё и
дополнительные преимущества: откладываем подходящие резюме в базу и
корректируем, чётче прописываем свои требования.
После анализа все полученные данные значений заработной платы
систематизируем в экселевской таблице, в одном столбце значения зп (и
предложений работодателей и резюме соискателей), во втором – сколько раз то или
иное значение встречается. Получаем два массива данных и вычисляем
средневзвешенное значение заработной платы. Опять же, принимая во внимание тот
факт, что работодатели обычно предлагают поменьше, а соискатели хотят побольше,
обращаем внимание и на моду – наиболее часто назначаемое значение заработной
платы. Искомая цифра – между средневзвешенным и модой. Понятно, что из этой же
таблицы нам видны минимальное и максимальное значение оплаты по анализируемой
должности. Примерно так.
Теперь про минусы нашего способа.
- Такой анализ никак не отражает понятие «интенсивность работы». То
есть оператор 1С у нас может обрабатывать 30 заказов в день, а в другой
компании – 10 заказов в день, при этом уровень оплаты будет примерно одинаковый,
но кандидаты, скорее всего, предпочтут компанию, где при меньших усилиях можно
получать столько же. Или у нашего администратора торгового зала 10 человек в
подчинении и с разными должностями, а в другой компании всего 3-4. Со стороны размещаемых вакансий – нет ясности, за
какую интенсивность работы работодатели назначают тот или иной уровень оплаты,
а потому и сложно сравнивать. Но, думаю, что и платные обзоры интенсивность
никак не отражают и в этом смысле наш точно не хуже.
- Опять же не всегда понятно, из чего складывается оплата труда. Хорошо
если есть крайние значения, вилка от и до, тогда можно примерно представить
среднюю цифру (что я и делаю, приводя все значения заработных плат к одному
знаменателю), но из этого образуется погрешность, то есть цифра уже примерная,
а не точная. Я сравниваю значения средневзвешенной оплаты и
оплаты у нас по двум показателям – по окладу и по совокупному доходу.
Ещё раз, такой способ обзора заработных плат – не истина в
последней инстанции, но он даёт хорошее представление о ситуации с заработными
платами и максимально приближен к особенностям наших должностей и нашей
компании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий