Почему
мы отказываемся от помощи продавцов-консультантов?
Когда в магазине ко
мне подходит консультант и предлагает помочь, я чаще всего отказываюсь, говорю:
«Спасибо, я сама посмотрю». Я поспрашивала своих знакомых и коллег, большинство
из них к предлагаемым консультациям относится также. Все предпочитают получить
ответ на свой конкретный вопрос, если он возникнет, а не тратить время на
выслушивание чьего-то совета, никто не любит навязчивого «преследования» со
стороны продавцов.
Конечно, здесь есть и
исключения. Например, в аптеках, банках, магазинах компьютерной техники мы
охотно выслушиваем рекомендации «знающих специалистов», сами спрашиваем их
мнение. Но в продуктовых магазинах, магазинах одежды, обуви и других так
называемых товаров «повседневного спроса» мы предпочитаем быть экспертами сами.
Почему так
происходит? На мой взгляд, в первую очередь потому, что мы не испытываем
доверия к продавцам. Моментально, просто по тому, как выглядят, как подошли,
какой вопрос задали, насколько заинтересованным был взгляд «считываем»
компетентность или некомпетентность, подготовленность и неподготовленность. Больше
того, мы все понимаем, что для того, чтобы, например, стать фармацевтом или
провизором нужно несколько лет учиться. Для того, чтобы разбираться в
компьютерной технике, нужно пройти не один тренинг и самому быть «продвинутым
юзером».
А какое обучение
может быть по одежде, по продуктам? Нам думается, что тут на должности
консультантов «берут всех, адаптируют быстро, расстаются без сожаления».
Конечно, это во многом не так. Почти в каждой розничной сети консультанты
проходят как минимум начальное обучение по товару, стандартам обслуживания,
специфике работы с учётной программой. Но им почему-то часто не удаётся
продемонстрировать нам, покупателям, свою экспертную сторону. Даже если на
корпоративной футболке написано «Я знаю о нашем товаре всё!» (хотя лично я обязательно бы проконсультировалась у
продавца в такой футболке, чтобы выяснить, правда ли этоJ).
Гуру продаж и
стратегического управления Джон Вон Эйкен учит продавать уже много лет. Вот что
он советует для повышения эффективности работы и увеличения доверия
покупателей.
- Проснитесь, отряхнитесь и начните серьезно
относиться к своей работе. Вы кормите компанию,
оплачиваете жизнь сотрудников. ВЫ должны гордиться собой и своей профессией.
- Станьте экспертом в своей области и знатоком
отрасли. Если клиент в ответ на свой
вопрос видит ваши бегающие глаза, то вряд ли станет доверять вам. Значит, вряд
ли что-то купит. Подходите к клиенту с мыслью не «как я могу отжать», а «как я
могу помочь».
- Повысьте свои стандарты и ожидания. Никто
не хочет тратить время на посредственность и серую массу. Совершенствуйтесь
каждый день. Чтобы начать совершенствоваться, для начала надо ответить на
вопрос: «А как я работаю сейчас?»
- Поймите и
проясните процесс продаж. Через какие точки
необходимо пройти до продажи? Что делать в ответ на «нет»?
- Перестаньте продавать, помогайте клиентам принимать правильные решения (покупать). Всегда задавайте вопросы. Обычно продавцы «выблевывают» информацию на клиента. Выслушайте клиента. Тогда клиент чувствует себя в центре внимания, а вы контролируете ситуацию и получаете новую информацию.
- «Что у клиента в голове?».
Мир меняется настолько быстро, что сегодня нельзя сказать: «Я знаю, чего хочет
клиент». Можно сказать: «Я узнаю, чего хочет клиент». Люди напрасно боятся
задавать вопросы клиентам: «Что тебе надо? Что бы ты купил? Чего нет на рынке?»
Пять компонентов
эффективного влияния на покупателя.
Вон
Эйкен считает, что для того, чтобы увеличить своё влияние, стоит начать с этих
5 вопросов.
1. Кто вы
такой? Когда презентуете продукт,
воспринимайте это как собеседование. Клиент купит, если будет доверять вам. А
общее доверие складывается из доверия к решению, которое вы предлагаете, к
вашей компании и лично к вам. Если ваши волосы взъерошены, а под ногтями грязь,
клиент думает: «Я бы не нанял его». Вряд ли он что-то купит. Влияние начинается
с Вас.
2. Куда вы
смотрите? Люди хотят идти за
тем, кто знает, куда идет. Никому не нужна лишняя суматоха. Планирование
помогает в состоянии неопределенности, чтобы внести ясность.
3. Как вы
строите отношения? После общения с вами
люди должны становиться лучше. У вас есть неприятные клиенты? Относитесь с
уважением даже к ним. В иных обстоятельствах они вели бы себя иначе.
4. Что вы
говорите? Привносят ли ваши
слова что-то хорошее в жизнь человека? Если вам нечего сказать хорошего, зачем вы
вообще говорите?
5. Что вы
используете? Ни что не дает вам
столько влияния, сколько информация: полезные связи, эксперты, знание
прецедентов, возможность привлечь финансы. Деньги не имеют решающего значения
во влиянии. Самое мощное влияние начинается с искреннего желания помогать
людям.
Материал Джона Вон Эйкена взят из
статьи с сайта сообщества менеджеров www.e-xecutive.ru http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1690200.
Планирую и дальше знакомить вас с интересными статьями с этого ресурса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий