среда, 31 октября 2012 г.

Китайские церемонии


Вы когда-нибудь пробовали рулет из корней лотоса с бобами? Мне вот довелось, я была две недели в Китае. Мне там не раз предлагали съесть что-то совершенно экзотическое – мясо крокодила или змеи, улиток, тушёную траву «не-выговорю-как-называется», ракушки в маринаде «не-знаю-как-есть». Нет, конечно, некоторые блюда были вполне съедобны. Тот же рулет из лотоса по вкусу отдалённо напоминал подслащённый картофель. Мясо курицы я тоже ела, несмотря на то, что в основном блюда из него были так сказать «украшены» отрезанной куриной головой в практически первозданном виде. Лучше всего я справлялась с совсем простыми вариантами – варёными креветками, салатами из красной капусты и орехами. А из китайских ресторанов больше всего предпочитала те, которые назывались «Макдональдс», «Пицца Хат» и «KFC»J

Кроме еды с особенностями, есть особенности китайского поведения во время еды. Я сейчас не о палочках, которыми китайцы орудуют гораздо профессиональнее, чем мы вилками и ножами, и которыми едят всё, за исключением супов. Во-первых, любое место, где едят - это место повышенного шумового фона. Как китайцы умудряются есть и в тоже время очень громко и непрерывно разговаривать, для меня осталось загадкой. Но, например, обсуждать за ланчем вопросы цен и поставок совершенно не представляется возможным. Наверное поэтому сами китайцы приглашают партнёров на деловые обеды в отдельные залы и «кабинеты». Впрочем, в отдельных кабинетах тоже возникают помехи, и это моё «во-вторых» – за едой китайцы очень громко чавкают. Причём, как мне показалось, чавкают тем громче, чем более вкусным считают блюдо. Этот момент никак не увязывался в моём сознании с такими церемониальными действиями как подача горячих полотенец для мытья рук, разливание чая в чашки и смена блюд на столе.

Но самый большой когнитивный диссонанс возникал у меня после выхода из отелей, где большое количество сотрудников в вечном полупоклоне открывают двери, вызывают лифты, подают чай, провожают к искомому месту, в общем, совершают все необходимые церемонии. За пределами отелей на городских улицах и в магазинах никто не церемонится. Вас запросто «подрежут» в любой очереди, уведут такси у вас из под носа, оттолкнут от рассматриваемого объекта. Вы можете говорить по-английски, показывать жестами, что мол «товарищ, вас здесь не стояло», но это ничего не изменит. В лучшем случае вам улыбнутся, в большинстве случаев сделают вид, что вообще не понимают о чём это вы, и во всех случаях пролезут впереди вас. А если вы, после долгого рассматривания и расспросов о каком-то товаре всё-таки примете решение его не покупать и пойдёте дальше, вас могут догнать, схватить за руку и попытаться притащить обратно, чтобы продолжить разговор. 

Понимание тактичности в Китае тоже сильно отличается от нашего. Европейцев, особенно женщин и особенно блондинок люди разглядывают от макушки до пяток, забывая идти. В такие моменты сразу вспоминается крыловское «по улицам слона водили». Китайскую простоту и естественность в общении отчасти можно охарактеризовать фразой «что вижу, то пою». И эта естественность и простота иногда может обескуражить вас множеством  сомнительных комплиментов по поводу вашей внешности. Например, даже ваш деловой партнёр может вам запросто сказать: «Сегодня ты выглядишь более красивой, чем в прошлый раз. В прошлый раз всё было не очень хорошо». Или: «Я никогда не видела женщин с такими короткими волосами. Как ты на это решилась?». Особенно трудно как-то реагировать на высказывания, продиктованные восхищением: «У тебя кожа белая и розовая, а моя жёлтая. Мне бы тоже хотелось быть светлокожей и светловолосой, это ведь твой натуральный цвет волос? Я вот немного покрасила свои волосы, чтобы они выглядели по-европейски». Кстати, кого вы точно не встретите в Китае, так это натурально светловолосых и кудрявых китайцевJ

Та же простота и непосредственность проявляется и в том, что китайцы обязательно остановятся полюбопытствовать, что вы там фотографируете, особенно если вы делаете снимки в месте, по которому они уже триста раз проходили и ничего интересного там не увидели. У меня есть что-то типа хобби – я снимаю люки. Иногда, знаете, бывают очень интересные образцы. Так вот в Гуанджоу за ту минуту, что я делала снимок, вокруг меня уже собралась толпа посмотреть, что там такого особенного. А когда я стала делать второй снимок (потому что в первом у меня была чья-то любопытная нога) то вокруг меня уже собралось второе кольцо – люди, фотографирующие меня, фотографирующую люкJ.

Что в нашем понимании большой город? Чаще всего большим мы называем город, в котором проживает от 1 миллиона человек. Для Китая 1 миллион человек это что-то вроде посёлка городского типа. Большим город называется, если в нём проживает не менее 7 миллионов человек. При этом даже в небольшом китайском городе вы обязательно встретите проявления архитектурной гигантомании – очень высокие и внушительные здания, как жилого, так и торгово-офисного назначения. Благодаря этому почти все китайские города выглядят весьма впечатляюще и мне напоминали американские города с аутентичными китайскими микрорайонамиJ
Зато китайские дороги, не в пример нашим, очень хорошие. Много хайвеев и мостов, увитых цветами. Хотя, пробки всё равно есть. В Гонконге мне понравился «хайвей для людей» - для пешеходов специально выстроена система переходов на верхнем уровне, чтобы они могли быстро передвигаться в нужном направлении, не останавливаясь на светофорах.

Ещё очень порадовала китайская клиент-ориентированность. Производители и торговые компании очень внимательно выслушивают и всегда пытаются выяснить все потребности клиентов в деталях. Их первоначальная позиция «Только скажите, что и как вам нужно сделать, и мы выполним все ваши пожелания». Вы можете нарисовать то, что хотите, если не получается объясниться и вас скорее всего поймут. Но лучше всего, если вы принесёте с собой на деловую встречу с поставщиками образец нужного вам товара – его внимательно осмотрят, измерят, 30 раз снимут и сохранят снимки в компьютере. В деле изготовления копий китайским производителям нет равныхJ Именно поэтому мне видится у китайской клиент-ориентированности и вторая сторона – когда клиенты делятся своими потребностями, они дарят китайским производителям новую идею, которую можно реализовать и продавать покупателям из других стран. Вы бы видели, с каким восторгом китайские поставщики слушают нашего директора по снабжению! И всё записывают и зарисовывают, потому что наш директор по снабжению способна буквально по ходу встречи изобрести новый способ безопасного хранения игрушки в хлопушкеJ

Большое впечатление на меня произвело и повсеместное строительство - в больших и в малых китайских городах легко можно увидеть картину, когда обломки старого здания ещё полностью не вывезены, а на его месте уже стоит новый высотный дом. Люди, которые часто приезжают в Китай говорят, что города видоизменяются каждый год, разрастаясь и улучшаясь.
На строительстве, производствах и в сельском хозяйстве используется много ручного труда. Например, я наблюдала женщин, разбивавших молотком обломки разрушенного здания. А ещё крестьян на рисовом поле в аутентичных китайских шляпах, обмолачивающих рис средневековым способом – деревянными цепами. А вот с точки зрения оплаты труда в Китае сейчас что-то на законодательном уровне изменяется, потому что «рост расходов на труд» стал всё более частой причиной повышения цен китайскими поставщиками.

Нельзя не заметить, что китайцы очень чадолюбивы, должно быть потому, что ребёнок для китайской семьи – подарок судьбы, разрешённый законодательно. Как мне рассказывали, в одной семье может быть только один ребёнок, и этот единственный ребёнок становится большим счастьем. Двое детей разрешено иметь, если только молодые родители сами являются единственными детьми в семье. Если же у кого-то из родителей есть брат или сестра, молодая семья может иметь только одного ребёнка.

Вот, кажется, поделилась с вами всеми своими впечатлениями. В заключение хочу сказать, что несмотря на все трудности и особенности, то что я видела и пробовала в Китае было, безусловно, интересным и не забудется уже никогдаJ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий