вторник, 18 декабря 2012 г.

Рекрутерские байки.


Нет ни одного форума о работе, на котором разгневанные кандидаты не ругали бы рекрутеров. 
И непрофессиональные они, и глупые, и неоправданно амбициозные. Со своей стороны, рекрутеры могут просто книги писать о том, какие к ним приходят кандидаты, какие они сочиняют истории о своём предыдущем опыте и насколько они неадекватно оценивают свои знания и навыки. Первые публикуют списки типа «10 самых тупых вопросов на интервью», вторые отвечают им рассказами о том, как гарантировано провалить собеседование на реальных примерах. Мне лично кажется, что и первые и вторые правы и неправы одинаково. Есть непрофессиональные рекрутеры и неадекватные кандидаты. А есть хорошо подготовленные рекрутеры и хорошие кандидаты. И тех, и других примерно поровну. Просто это  такая игра, взаимный обмен любезностями на постоянной основе.
Тем не менее, поскольку я по большей части состою в лагере рекрутеров, то могу привести больше примеров забавного, непонятного, неожиданного, шокирующего поведения кандидатов. Делюсь с вами совсем свежими. Они примечательны тем, что интервью завершалось практически после моего первого вопроса. Такое в моей, и я думаю не только в моей, практике довольно редко бываетJ

Подбираю кандидатов на важную руководящую позицию. В переговорной передо мной сидит серьёзный мужчина, который по какой-то причине не смотрит на меня прямо, а смотрит как-то так искоса. В руках перед собой он держит свою меховую шапку, хотя разместить её есть где.

Во-первых для того, чтобы начать беседу, а во-вторых (и в главных) для того, чтобы понять, есть ли у нас то, что интересно кандидату (соответствие корпоративной культуре и совпадение ценностей это ещё называется) я спрашиваю, что человек ищет, когда он ищет работу. Что для него является критериями отбора предложений, что для него крайне важно, а что – категорически неприемлемо применительно к работе. От ответа серьёзного мужчины на этот вопрос я пришла в большое недоумение.
-  Мне бы хотелось работать в большой иностранной компании, желательно в нефтегазовой отрасли, желательно с возможностью удалённой работы и большим штатом подразделения и таким-то окладом.  - Всё говорится очень серьёзно, без какого-либо намёка на то, что это может быть шуткой. Хотя даже в качестве шутки это бы меня сильно впечатлило.
Поскольку наши условия были кандидату в телефонном интервью озвучены полностью и совершенно очевидно они не совпадали с его пожеланиями, я задала свой следующий вопрос.
- То есть для Вас приезд на интервью в нашу компанию – это своего рода компромисс с самим собой?
- Абсолютно точно. Ещё какой компромисс!
- Вы меня простите, но, честно говоря, я не знаю, куда мы с Вами можем дальше двигаться из этой точки нашего разговора, кроме как в сторону выхода из нашего офиса.
 - Ну, Вы мне расскажите поподробнее о том, как тут всё у вас, может я и заинтересуюсь…
- Ещё раз прошу меня извинить, но боюсь, что в этом случае я буду напрасно тратить своё рабочее время, а работодатель мне оплачивает его для более эффективного использования. Пойдёмте, я провожу Вас.

Вот такой был разговор. Выглядела ли я в глазах кандидата хамоватой? Безусловно. Напишет ли он при случае о моём неприемлемом поведении на каком-нибудь форуме? Да запросто! Я же пишу о нём в блогеJ Кстати, несмотря ни на что, серьёзный мужчина покинул наш офис в полной уверенности, что он взял время подумать над нашим предложениемJ

Второй пример не менее впечатляющий. Позиция та же, вопрос тот же. Девушка опоздала на встречу, я уж было решила, что она совсем не придёт без звонка и письма.
- Что вы ищете, когда ищете работу?
- Ну, чтобы компания была стабильная и зарплату вовремя платили.
Мне такой ответ кажется довольно неубедительным для такого уровня позиции, поэтому я начинаю развивать свой вопрос.
- А как вы сможете определить стабильность компании и своевременность выплаты ЗП на входе в компанию? Обычно для того, чтобы такие вещи понять, нужно поработать хотя бы до первой зарплаты. А иначе вам остаётся только поверить мне на слово или не поверить мне на слово. Как вы будете принимать решение, если мы сделаем Вам предложение о работе?
Девушка устало вздыхает и говорит:
- Ой, Вы знаете, я как-то совсем не готова к этим Вашим психологическим штучкам, так что если у вас всё так сложно, то я лучше пойду...
- Конечно, воля Ваша, но ничего психологического в моём вопросе не было…
- Я думала, что я приду, мне дадут тесты и всё…
Мы по телефону обговаривали все детали отбора на эту позицию, тестирование там было в самом конце и после успешного прохождения 2х интервью. Об этом я девушке напомнила и уточнила, как проходят для неё интервью в других компаниях:
- То есть вы приходите и Вам сразу дают тесты, так? И на основании этого тестирования принимают решение?
- Да нет, тестирование не часто бывает. Ну, я прихожу, мне там рассказывают какая зарплата, какой соцпакет, что надо делать…
- Понятно, то есть не пристают к Вам со всякими глупостями…
- Именно, так что я лучше пойду, как-то у вас всё очень сложно…
- Что ж, не буду Вас отговаривать, всего доброго.

Трудно себе даже представить, как повела бы себя девушка, если бы я к ней действительно с каким-нибудь MMPI или тестом на IQ присталаJ А вот в глазах девушки я наверняка останусь хрестоматийным примером никчёмного рекрутера, который пытается применить свои скудные психологические знания где только можно, и надо и не надо.
Завтра у меня снова назначены встречи с кандидатами. И почти наверняка произойдёт что-нибудь  впечатляющее. Буду держать вас в курсе и продолжать писать рекрутерские байкиJ

1 комментарий:

  1. Эпично. Так и не могу себе представить, как кандидат, претендующий на руководящую позицию, оперирует критериями стажера или ассистента отдела. Мой идеализм погубит меня.)

    ОтветитьУдалить

Добавить комментарий