На
самом деле, общего у этих специалистов довольно много.
Когда
рекрутер публикует объявление о вакансии, он начинает процесс «продажи» своего
товара, которым в данном случае является компания как привлекательный
работодатель, компания как удобное место для работы, содержание самой работы и
даже конкретный коллектив, в котором возможно придётся трудиться.
Этому
«товару» он, также как и менеджер по продажам, выставляет цену – размер заработной платы,
предусмотренный в компании для той или иной должности. В цену «товара» в данном
случае входят также и другие «выгодные условия», например, оплачиваемые
проезды/обеды, корпоративные подарки, удобное месторасположение офиса.
Конечно,
и менеджерам по продажам, и рекрутерам приятнее, когда клиент сам им звонит и
интересуется их «товаром» - такой клиент уже замотивирован и с ним легче
работать. Но если этого не происходит, и те и другие специалисты начинают общую
для них работу – холодный обзвон. Ответ:
«Нет, спасибо, мне это не интересно» при холодном обзвоне и для менеджера и для
рекрутера тоже общий.
Предложения
рекрутера отклоняют чаще всего по тем же причинам, что и предложения менеджера
по продажам. Не подходит цена на товар (размер заработной платы), не подходит
качество товара (не та специфика работы, размер компании, не интересные
обязанности и т.п.), не подходит место, где товар можно приобрести
(месторасположение работы) или условия, на которых его можно приобрести (отсутствие
корпоративного абонемента в спортзал, например). И менеджер по продажам, и
рекрутер в деле холодного обзвона принимают во внимание, что звонить клиенту
всё равно надо, даже если на первый взгляд предложение не может его
заинтересовать. В лучших традициях торга, часто первоначально клиенты претендуют
на условия лучше, чем те, на которые на
самом деле готовы согласиться, а соискатели указывают в своих резюме желаемую
заработную плату выше, чем та, на которую они на самом деле рассчитывают.

Однако,
с точки зрения работы с возражениями, менеджеру по продажам приходится, на мой
взгляд, сложнее. Собственно, встреча
рекрутера и кандидата иногда похожа на встречу двух продавцов – один «продаёт»
компанию и работу в ней, а второй – свои навыки и время. И кандидатам на
вакансии часто важнее продать свой «товар» дороже и на лучших условиях, чем чтобы
партнёр по переговорам убедил их в преимуществах сотрудничества. А рекрутеру в
такой ситуации со своей стороны иногда удаётся получить «скидку» от кандидата –
например, готовность работать с меньшей заработной платой на период
испытательного срока.
Но
такой момент, как отказ от сделки во многих своих проявлениях – будь то
отклонение предложения в последний момент, не внесение предоплаты (не выход на
работу специалиста в назначенный день) для менеджера по продажам и для
рекрутера опять же общий. И установление условий, при которых сделка никак не
может состояться – со стороны клиента это может быть: «мне ваш товар не
подходит, потому что у других я видел дешевле, вот если вы мне предложите такую
же цену», а в случае с кандидатами «у меня есть другое предложение с более
высокой оплатой, если вы мне предложите такую же, то я буду у вас работать»
тоже очень и очень похожи.
В
работе рекрутера, как и в работе по продажам, даже прослеживается сезонность.
Например, любой менеджер, который продаёт сани летом, понимает, что количество
клиентов, готовых приобрести этот его товар, очень ограничено. О том же самом
думает и рекрутер, когда предлагает, допустим, вакансию фасовщиц в летний сезон
– большинство подходящих для такой должности сотрудниц лето предпочитают
проводить на даче с детьми или внуками. Что касается предпраздничных продаж, то
здесь у менеджера по продажам и рекрутера сезонность противоположная. Как
правило, перед праздниками люди больше покупают и меньше пытаются найти работу,
поэтому для менеджеров по продажам этот период более удачный, чем для
рекрутера.
Ну,
и конечно, удачный завершающий этап взаимодействия с клиентом и у рекрутера и у
менеджера по продажам общий – подписание договора – трудового или
коммерческого. Всем успешных продаж!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий