
Однако, судя по тому, как я частенько
удивляю соискателей на интервью своими вопросами "на понимание", на
этот счёт можно быть и другого мнения.
Взять, к примеру, продавцов-консультантов.
Только не начинайте сразу же бросать в меня камни, типа «не та должность, чтобы
о смыслах думать». Поверьте, на более серьёзных должностях люди обнаруживают не
менее серьёзные проблемы с пониманием смысла деятельности.
И я всё равно не соглашусь, что понимание
смысла деятельности должно быть только у владельцев бизнеса и топ-менеджеров.
Во-первых, при таком подходе ни один бизнес не принёс бы успеха, а во-вторых,
стремление к осмысленности действий, жизни, себя свойственно всем людям по
природе своей.
Так вот о продавцах и понимании ими смысла
деятельности. Большинство из них на вопрос: "Зачем, по Вашему мнению, в
магазины нанимают продавцов-консультантов, в чём основная цель их деятельности?"
не выдают «правильный» ответ, даже если работают в торговле не один год.
Первыми всегда идут вариации на тему «рассказать о товаре». Далее –
«посоветовать, помочь покупателю». То есть, люди подробно рассказывают, что они
должны делать, а не зачем. Я сейчас не беру в пример варианты, когда человек
вообще меня переспрашивает: «В смысле, зачем нанимают продавцов? Чтобы
работать!», хотя такие варианты тоже не редкость.
После рассказов о том, что продавцов
нанимают, чтобы они рассказывали о товаре и помогали клиентам (что, конечно, есть задачи продавца, но не
есть смысл их деятельности), я обычно сильно сгущаю краски, чтобы докопаться
всё-таки до истины:
- Представьте, что Вы проконсультировали
20 покупателей. Все Вас внимательно послушали, посмотрели товар в действии,
получили ответы на свои вопросы и…вышли из магазина без покупок. Зачем тогда магазину
продавец-консультант?
Вот только тогда можно услышать ожидаемый
ответ: «Рассказать о товаре и помочь
так, чтобы купили и не только то, что запланировали, но и то, что дополнительно
посоветовали». Заметьте, я не жду, что кто-то скажет «удовлетворить потребности
клиента так, чтобы увеличь выручку магазина», мне и такого варианта ответа вполне
достаточно.
Но, поскольку удовлетворение потребностей
клиентов - один из верхних уровней смысла организации бизнеса, я на эту тему
тоже пытаюсь обнаружить понимание. Например, через вопросы о конфликтных
ситуациях с клиентами. Все кандидаты, даже без опыта, знают правильный
ожидаемый ответ: «клиент всегда прав», поэтому тут «в лоб» спрашивать
бессмысленно, тут нужно с фантазией подходитьJ. Больше
половины кандидатов сильно оживляются, когда начинают рассказывать о том, какие
бывают ужасные клиенты и какие ужасные вещи они делают. Это даёт им передышку в
череде вопросов про них самих, их опыт, понимание деятельности и прочего,
поэтому поведение становится более раскованным, а речь более свободной. И тут
чего только не услышишь и не поймёшь.

- Допустим, человек недоволен и выражает своё недовольство бурно,
на весь торговый зал. Что в этом случае можно предпринять?
- А чем он недоволен?
- Может, просто настроение плохое; может быть, не устраивает цена
и качество товара; может быть, не нравится обслуживание.
- Ну, не нравится, пусть не приходит, какие проблемы!
Занавес.
Конечно, такой пример исключение. Но и
удачных примеров здесь совсем мало. Мне повезло – у меня один такой есть.
Начали мы тоже издалека, главным назвали
«помочь, проконсультировать». Но с 20 покупателями, которых хорошо
проконсультировали, но они ничего не купили, девушка не согласилась:
- У меня такого просто не может быть. Я
хорошо работаю с клиентами, и у меня обязательно что-то купят сразу, как
минимум, половина этих клиентов. А вторая половина подумает, посоветуется с
кем-нибудь и придёт и купит потом. Мы же с Вами не хлеб продаём. Это когда за
хлебом идут, покупают в любом случае, без хлеба не обойтись. А про наш товар
надо подумать, выбор большой, хочётся всё, а бюджет может быть ограничен. Опять
же такие магазины как наш не на каждом шагу встретишь и если с покупателем
здесь хорошо обращались, он всё равно придёт за покупкой, даже если в этот раз
ничего не купил.
В общем, мне захотелось сделать
предложение о работе сразу же, до окончания интервьюJ
Поясню, почему мне кажется важным в ходе
интервью на так называемые массовые должности задавать вопросы о понимании
смысла деятельности.

Во-вторых, в ситуации, когда мы не можем
взять с рынка сотрудников нужной квалификации, мы должны понимать обучаемы ли
имеющиеся кандидаты. То есть, имеется ли в них что-то, на что опираться при передаче
необходимых для работы знаний и навыков. И этим «чем-то» является, прежде
всего, понимание смысла предстоящей работы.
В-третьих, вопросы на понимание смысла
деятельности также помогают прояснить соответствие кандидата корпоративной
культуре. То есть насколько его понимание работы совпадает с тем, как принято в
компании.
В-четвёртых, если мы говорим о сотрудниках
без опыта, то предшествующее дальнейшему обучению воспитание, то есть
формирование определённого взгляда, передачу правил и норм, надо начинать прямо
на входе в компанию. Ведь в конце всех этих вопросов-ответов «на понимание» человек,
как правило, знает, какие ответы «правильные» для данной конкретной компании.
Кстати, это также помогает человеку принять решение работать или не работать в
этой компании, подходит или не подходит ему смысл, который вкладывают здесь в
работу и в отношение к клиентам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий