
Больше
того, передача опыта и технологий подбора усилит и профессионализм рекрутера.
Понятно, что его главная задача - своевременное и качественное заполнение
имеющихся вакансий. Но у каждого специалиста хотя бы иногда должна быть
возможность выполнять отличающуюся от каждодневной работу, иначе он довольно
быстро превращается в оленевода Крайнего Севера (вот здесь описано, как этоJ) и выгорает.
Кроме
шуток, мне кажется, что рекрутеры и сами должны быть заинтересованы в
консультировании тех, кто вместе с ними принимает участие в подборе новых
сотрудников. Бывали у вас такие ситуации, когда вы приложили массу усилий,
чтобы привлечь квалифицированного кандидата, но после интервью с руководителем
он отказывался от предложенной работы, ссылаясь на малопонятные причины? Скорее
всего, да. И чаще всего это происходит не потому, что в ходе встречи потенциальный
руководитель озвучил какие-то свои требования, которые кандидат не в силах
перенести, хотя и такое бывает. Кроме всего прочего, это может происходить и
потому, что руководитель просто не умеет проводить интервью, превращает его в
экзамен, допрос с пристрастием или в ходе встречи действует в стиле «о чём бы
мне вас ещё спросить?».
У
меня однажды была ситуация, когда я показала руководителю троих по моему мнению
достойных кандидатов, она всех одобрила, но каждый раз, когда я делала
предложение о работе, кандидаты отказывались. Я, конечно, спрашивала, в чём
причина, что не понравилось, но мне отвечали что-то удобоваримое: «есть другие
предложения», «всё-таки территориально далековато» и всё в таком духе. Тогда я
напросилась на двойное собеседование, чтобы на реальном примере понять, что не
так. И поняла буквально через 10 минут. Руководитель задавала вопросы в таком
темпе и с таким напором, что кандидат не мог себя чувствовать иначе, чем
загнанным в угол и отпрессованным в котлету. При этом вопросы задавались в
менторской манере, как на экзамене: «Переходим к следующему вопросу. Что вы мне
можете сказать о..?» Человек весь скрутился в защитные позы и начал давать
ответы с вызовом. Понятно, что результат такого интервью был предрешён.
Защитные
позы, зажатость и растерянность у кандидатов может вызывать и сильный контраст
между манерой проведения интервью рекрутером и руководителем. Если рекрутер
строит именно собеседование – то есть диалог в доброжелательной, лёгкой манере,
а руководитель, напротив, выглядит слишком серьёзным и требовательным и его
манера разговаривать слишком жёсткая, это может плохо повлиять на результат
встречи.
По
моему мнению, руководитель должен «нравиться» кандидату больше, чем рекрутер.
Если брать аналогию с плохим и хорошим полицейским, то плохим скорее должен
быть рекрутер. Не в том смысле, что он должен выглядеть злобным и
некомпетентным, но положительное впечатление от беседы с руководителем, должно
быть сильнее, чем от встречи с рекрутером.
В каком-то смысле подготовка кандидата
к встрече с руководителем является одной из задач специалиста, который проводит
первичное собеседование. И двойное интервью здесь будет полезно хотя бы для
того, чтобы уравновесить роли, отладить командную работу. Есть, конечно, в
такой работе и моменты крайне сложно корректируемые.
Например, у меня в опыте
была руководительница – милейшая дама, очень приятная в общении, специалист
своего дела, но когда она входила в переговорную, то смотрела на кандидатов
неожиданно недоброжелательным взглядом с прищуром и подразумевающимся
контекстом: «ну, и кто тут у нас такой явился – не запылился?». Ни на кого она
так не смотрела в обычной рабочей обстановке, а вот при отборе – да. Люди это
чувствовали и сникали прямо на глазах или, наоборот, отвечали тем же. Как с таким
работать, до сих пор не знаю, если есть идеи – поделитесь, буду признательнаJ.
В
организации и проведении двойных интервью, конечно, есть свои трудности. Не все
руководители готовы на время «снять корону» и побыть учениками, да ещё и
выслушивать замечания о своей манере проведения интервью. Применять придётся и
переговорные навыки, и профессиональный авторитет и личное обаяниеJ. Но лучше всего, когда в пользе такой деятельности
для качественного подбора сотрудников убеждён самый главный руководитель. У нас
в компании в своё время была введена обязательная стажировка руководителей
перед началом кампании по подбору. Она включала совместное предварительное
обсуждение требований к кандидатам, целей и задач должности, организационных
моментов, определение стиля проведения интервью, инструментов, которые лучше
всего тестируют нужные знания и навыки и собственно консультирование
руководителей как проводить интервью и применять те или иные техники.
А
двойное интервью полезно ещё и для
«разбора полётов» и для взаимного обучения – для рекрутера это прекрасная
возможность лучше понять специфику деятельности того или иного специалиста,
больше узнать о требованиях руководителя, понять, какие вопросы или кейсы могут
уже на входе проверить, в теме ли кандидат. Для обучения новых руководителей,
которые никогда или очень мало занимались подбором сотрудников, этот инструмент
тоже очень хорошо работает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий