В
девяностые, когда мы вдруг узнали, что качественный сервис это не то, что мы
привыкли видеть в наших магазинах, многие компании сферы обслуживания ввели американское
«могу я вам чем-нибудь помочь?» в качестве фразы-стандарта для установления
контакта с клиентом. Какое-то время все эти «могу я вам помочь?» и «чем я могу
быть вам полезен?» слышались повсеместно, сначала пугая, а потом раздражая
покупателей. Всё в этих фразах было чужеродное и, казалось бы, со временем мы
должны были наработать «свои» способы приветствия, более вежливые и
доброжелательные нежели привычные «следующий» и «слушаю вас».
На
тему установления контакта и первого приветствия были написаны (и сейчас каждый
день появляются всё новые) множество книг, статей, проведено огромное
количество тренингов и семинаров. Но у меня такое ощущение, что ничего мы так и
не наработали, поскольку самый частый вопрос для приветствия и уточнения моих
потребностей, который я слышу в разного рода местах сферы обслуживания вместо
затасканного «могу я вам чем-нибудь помочь?»,
это «ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ?».
Вот
это «что вы хотели?» убивает меня просто наповал.
Сижу
в фойе медицинского центра в ожидании приёма у врача. Врач выходит из кабинета
и спрашивает: «Что вы хотели?» и я даже не знаю с чего начать. Вроде бы при
записи я уже рассказала, что хотела и все свои проблемы обозначила. То есть
врач не читала свою запись – кто и зачем к ней придёт в это время? Или она желает,
чтобы я начала тут же, в фойе, не теряя времени, в присутствии других
посетителей излагать свои жалобы на здоровье? Или, может быть, она думает, что
я пришла в медицинский центр снять деньги со счёта или пообедать, ведь причины
обращения людей в медицинский центр для неё совершенно не очевидны? Ну,
конечно, нет. Врач в платном медицинском центре просто не знает других слов для
установления контакта и выяснения потребностей пациента.

Звоню
подрядчику по работе. Секретарь мне отвечает: «Он в отпуске на две недели, а
что вы хотели?» Ну, как что хотела, привет передать или рассказать о том, как я
провела выходные, что же ещё может хотеть человек, который обращается к
персональному менеджеру на работном сайте.
Честно
говоря, не знаю, что может заменить это «что вы хотели?». Вот недавно я
слышала, что в кофейнях «Старбакс» говорят так: «чем вас сегодня порадовать?»
Такой вопрос мне нравится, но если его, допустим, зададут в медицинском центре,
то это будет ещё нелепее, чем «что вы хотели». Не существует универсальных
фраз, подходящих для любого бизнеса. А многие другие (кроме «Старбакса»,
конечно) ленятся придумывать свои фишки или не понимают, насколько это важно.
Ну, хотя бы для того, чтобы не вступать в дискуссии с такими же придирами, как
я:)
А когда вместо "чего бы вы хотели?" сразу "чего бы Ты хотела?" тоже убивает.... Резкий переход на "ТЫ" как будто мы 100 лет друг друга знаем.....
ОтветитьУдалитьИнтересно, как бы в ресторанах быстрого обслуживания звучала фраза: "Вы хотите что-нибудь съесть или что-нибудь попить?" ))
ОтветитьУдалитьА еще в магазинах, например, одежды, не хватает иногда возможности поговорить с продавцом. Когда желание купить еще не оформилось, а желание узнать никому не интересно))