вторник, 11 сентября 2012 г.

"Здесь что-то не так" или полезное беспокойство.


На днях у меня произошла малоприятная встреча с воришками в маршрутке. Я возвращалась домой и на остановке обратила внимание на троих молодых людей, которые вели себя «как-то не так». «Не так» был их спонтанный выход из маршрутного такси, разговор между собой о «хорошей сдаче», выбор следующего транспорта не по маршруту, а по количеству людей в салоне (сначала остановили, а потом «передумали» садиться в полупустую маршрутку). Поэтому, оказавшись с этими подозрительными молодыми людьми в одном транспорте (ошибка, нужно было пропустить эту маршрутку и ехать в следующей!), я пребывала в большом напряжении и не спускала с них глаз.
Я чувствовала опасность, очень беспокоилась и лихорадочно пыталась придумать план действий на случай, если увижу, как воруют у других пассажиров или стану объектом злоумышленников сама. К сожалению, ничего разумного не приходило мне в голову. Позвонить 911 – так когда они приедут, обращаться за помощью к другим пассажирам – так большинство людей в таких ситуациях предпочитают сделать отсутствующий вид и выйти на ближайшей остановке.

Я уже всерьёз представляла себе, как буду кричать «Пожар!» или спрашивать одного из этих молодых людей давно ли он пробовал просроченное молоко (читала когда-то советы по действиям в ситуации угрозы личной безопасности) J. Я отчётливо понимала, что если мои подозрения беспочвенны, то, действуя подобным образом, я выставлю себя полной психопаткой. Но моё мнение - лучше пять минут побыть психопаткой и параноиком, чем в перспективе остаться без денег и документов.

Всё время поездки я сжимала трижды перекрученную вокруг руки ручку сумки и внимательно наблюдала за каждым действием воришек. И мне удалось понять схему воровства: суть была в том, чтобы получить реальную сдачу с поданной водителю в качестве оплаты фальшивой купюры. То есть, молодые люди не собирались «шарить по карманам», они просто сбывали фальшивки. Отсюда и разговоры о «хорошей сдаче», быстрый выход из маршрутки через пару остановок и нежелание ехать в полупустом транспорте, когда того, кто подал фальшивку, легче обнаружить.


И собственно, зачем я всё это пишу, кроме того, чтобы поделиться эмоциями.
У всех нас есть «встроенный радар» по распознаванию опасности или риска. Это касается не только обывательских ситуаций и встреч с подозрительными людьми. В своей профессиональной деятельности мы также определяем опасность или риск возникновения проблем сравнивая текущее положение дел с тем, как всё «должно быть правильно». И если различия существенные, мы понимаем - «здесь что-то не так».
Например, отсутствие оперативного ответа от поставщика на срочный запрос может стать сигналом задержки товара и, как результат, упущенных продаж и недовольных клиентов. А звонок нового сотрудника, который в первый день работы сообщает, что заболел, может стать сигналом возобновления кампании по подбору на эту должность. Мы серьёзно задумываемся, если значительное число клиентов сообщает нам о снижении цен на сходный товар у наших конкурентов или наш постоянный клиент во второй раз откладывает закупку у нас по неясным причинам.

Если вы чувствуете беспокойство по поводу ситуации, не «отпускайте» его сразу, в любом случае оно появилось не просто так. Отреагируйте на беспокойство в первую очередь повышением уровня внимания к ситуации, человеку, обстоятельствам. Наблюдайте и проверяйте свои предположения насколько это возможно. Минимально, что можно сделать, чтобы беспокоящая ситуация не развилась в серьёзные последствия или, как минимум, не осталась без внимания, это сообщить о ней своему непосредственному руководителю или даже вышестоящему руководителю и убедиться, что вас услышали и поняли.  Даже в рабочих ситуациях лучше побыть пять минут психопатом и параноиком, чем в перспективе остаться без хорошего заказа, солидных премиальных, надёжного партнёра, лояльного клиента, качественного товара и даже доли рынка. И ещё: беспокоиться – это не всегда нервничать и терять покой. Это ещё и обращать внимание на детали, наблюдать и прислушиваться.

P.S. На «волне» этого поста прочитала книгу Эндрю Гроува «Выживают только параноики» http://lib.rus.ec/b/92541/read#t1
Очень советую, особенно руководителям. Конечно, сложно читать места, где обсуждаются конкретные проблемы ИТ-сферы, но есть много неплохих советов. Например, Гроув учит отличать «сигналы» опасности от просто «помех». Объясняет, почему важно слушать сотрудников-Кассандр и что дальше делать с беспокойствами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий