вторник, 18 сентября 2012 г.

Наши знания и опыт: поделимся?


Недавно я, пардон за подробности, ходила к косметологу. Милейшая женщина встретила меня радостными возгласами: «Мариночка, ну наконец-то, я так Вас ждала, мне так надо Вам рассказать!» Пару месяцев назад мы разговаривали о способах приведения себя «в форму» и я дала несколько советов и показала упражнения на определённые группы мышц. И теперь с большим воодушевлением она рассказала мне, что ей удалось сделать упражнения регулярными, что они действительно «работают»: промежуточные цели достигнуты, форма улучшается, и она с удовольствием бы включила в свои занятия новые упражнения, которые я покажу.
Вот, честное слово, моё удовлетворение в этот момент было гораздо бОльшим, чем у косметолога. Я считаю, это просто здорово, когда то, что тебе нравится, начинает нравиться окружающим и, более того, это приносит им пользу!

Мне вообще доставляет удовольствие делиться с другими тем, что я знаю и тем, что у меня хорошо получается. Это касается не только вопросов повседневной жизни, в профессиональном плане я тоже двигаюсь в этом направлении, я веду блог в том числе и для того, чтобы делиться опытом, мнениями, наблюдениями.

Если говорить о профессиональной деятельности, то я полностью согласна, что именно знания, опыт, идеи самой компании и её сотрудников являются значимым конкурентным преимуществом и нематериальным активом. И здесь обмен знаниями является просто необходимым условием. Наверняка вы сталкивались с тем, что тратили на поиск какой-то информации  много времени, а потом вдруг обнаруживали, что эта информация имелась у вашего коллеги и вы могли её получить легко и быстро, если бы вы задали вопрос или коллега захотел поделиться. Именно для эффективного использования накопленных знаний и опыта в компаниях создаются базы данных, интранет-порталы, библиотеки. 

Но это касается знаний, которые можно описать, оцифровать. А ведь есть ещё так называемые «неявные» знания и опыт, которые «заперты» в наших головах: наши ощущения, догадки, идеи, впечатления. Именно о них говорится «мы знаем больше, чем можем сказать» и именно они могут стать инновациями, которые продвигают вперёд. Вот эти знания и опыт как раз труднее всего извлечь и сделать доступными, если только не возникнет специальных условий или нашего желания ими поделиться.

Мария Мариничева, специалист по управлению знаниями, книгу которой я сейчас читаю, пишет, что сотрудники внутри компании захотят поделиться знаниями при таких основных условиях: если это нужно для успешной работы (производственная необходимость), важно для личностного роста (уважение коллег и т.д.) или если есть материальная заинтересованность. Другие эксперты считают, что сотрудники начинают делиться знаниями только если испытывают доверие и уважение к своей компании. Кроме того, есть мнение, что обмена знаниями не происходит иногда просто потому, что нет времени на выполнение этой дополнительной обязанности.

От себя тут могу добавить, что иногда обмена знаниями не происходит потому, что тебе кажется найденная информация важной или интересной только для тебя, а другим она не пригодится. В этой части я получила хороший урок в свой первый год работы в компании. Я подбирала семинары и тренинги для обучения сотрудников и использовала информацию с сайта e-xecutive.ru, который тогда только-только набирал обороты. Но ни в одном из своих предложений я не акцентировала внимание на том, что беру обновления с этого сайта постоянно. И однажды мне задали вопрос: а вы не рассказываете о сайте e-xecutive.ru другим руководителям потому, что хотите быть единственной обладательницей уникального знания или просто не считаете, что там есть много интересной и полезной информации для других? Так что имейте ввиду – интересное и полезное для вас может быть интересно и полезно вашим коллегам в не меньшей степениJ 

А вам нравится делиться знаниями и опытом? Что бы могло побудить вас передавать другим то, что вы хорошо знаете и что у вас хорошо получается? Я, конечно, говорю сейчас в первую очередь об обмене знаниями в рабочей среде. Для того, чтобы делиться «личными» знаниями у нас существуют социальные сети, встречи друзей и сообщества в ИнтернетеJ

Вот, например, относительно себя я могу выделить ещё несколько моментов, когда я захочу поделиться знаниями, кроме уже названных.
1. Я должна быть уверена, что эти самые знания или опыт у меня есть и они дали положительный результат хотя бы 1 разJ
2. Я с радостью поделюсь знаниями, если кто-то проявит к ним интерес, задаст вопрос. Иначе велика вероятность оказания «медвежьей услуги» и выдачи советов, когда о них никто не спрашивал.
3. Меня невероятно мотивирует делиться опытом, если «подействовали» советы, которые я давала ранее. То есть меня мотивирует успех другого человека, применившего мой опыт.
4. Я охотно расскажу всё, что знаю, если человеку рядом требуется помощь. То есть если я вижу, что человек в затруднении, я предложу помощь и применю для этого свои знания и опыт.
5. Я обстоятельно поделюсь знаниями, если помощь требуется мне самой. В своё время мне пришлось досконально объяснить мужу процедуру оценки торгового персонала методом «таинственный покупатель», потому что мне нужна была его помощь в качестве этого самого таинственного покупателя. Другой пример: я пошагово объясняла порядок размещения вакансий офис-менеджеру в одном издании, потому что уезжала в отпуск, а там «горел» срок.
6. Этот момент, мне кажется, есть в работе любого руководителя. Я делюсь знаниями, если хочу получить от других определённый результат. Получить отчёт, бланк аттестации, список сотрудников в определённой форме – тогда надо объяснить, как эту форму создавать или наполнять, и зачем она вообще нужна. Если требуется, чтобы привычная работа была выполнена за более короткий срок – тогда надо дать свои несколько первоначальных идей, показать, как ставить напоминания в MS Outlook или на каких ресурсах в Интернет искать информацию и тому подобное.

Думаю, чем дальше я буду читать книгу «Управление знаниями на 100%» Мариничевой, тем больше условий и мотивов для обмена знаниями узнаюJ Обязательно поделюсь с вами отзывом на эту книгу, обещаю. Думаю также написать ещё и о способах обмена опытом и знаниями. Мне вот очень сейчас нравится метод «сторителлинга». Собственно, я его уже применяла – сначала рассказывала историю, а потом делилась мыслями, впечатлениями и выводами. Просто я раньше не знала, что это так называется и относится к методам неформального обученияJ

P.S. Если самой интересной частью этого поста для вас было про улучшающие форму упражнения, не стесняйтесь, пишите, звоните, с удовольствием расскажу и покажуJ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий