Зайчонка
Толстячка из мультфильма «Бэмби» мама учила этому так: «Если ты не можешь
сказать что-нибудь приятное, то лучше вообще ничего не говори». Но, поскольку у
нас нет задачи «быть зайчиками», а есть задача конструктивно критиковать и
говорить о том, что нам не нравится, нам, видимо, потребуются другие советы.
И
здесь, пожалуй, большинство экспертов скажут нам приблизительно одно и то же.
Рассмотрю
распространённые советы и поделюсь своим мнением.
Распространённый совет №1.
Кода
собираетесь высказать критические замечания, настраивайтесь не на
противостояние, а на диалог и устранение ошибок. Полностью поддерживаю. Иногда мы сами усугубляем
ситуацию, продумав многочисленные «я – ему, а он мне, а тогда я – ему..». Наш
«боевой» настрой тут же считывается собеседником и мы отдаляемся от цели
разговора и вступаем в поединок.
Кстати,
о целях критики.
Определите,
что вами движет. Перед тем, как высказать критические замечания, спросите себя
и постарайтесь быть максимально честными:
1.
Не завидую ли я этому
человеку?
2.
Собираюсь ли я
подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
3.
Хочу ли таким путем
самоутвердиться за счет унижения другого?
4.
Хочу ли сохранить с
ним хорошие взаимоотношения?
5.
Высказывал ли я
когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
6.
Не являюсь ли я
несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть
собеседника?
7.
Так ли уж необходима
эта критика?
Я сейчас не шучу. Советы с таким (и шире) списком
вопросов к самому себе можно встретить очень часто. Хочется верить, что это
относится больше к межличностным, чем к рабочим отношениям. Хотя специальных
указаний в источниках, где я такие вопросы встречала, не было. Моё мнение:
бросьте! Разговаривать со своим подсознанием надо в кресле у психоаналитика.
Или в уединённом месте на отдыхе. У вас просто может не быть времени как
следует порасспросить себя о своих мотивах, ведь иногда замечания нужно делать
сразу же по ходу выполнения какой-то задачи или обсуждения. И потом, если вы
честно ответите себе, что вы завидуете кому-то, остановит ли это от
высказывания критики или сделает её конструктивной? Вряд ли.
А что
всё-таки может сделать критику конструктивной?
Распространённый совет №3.
Критикуя,
используйте «я-сообщения». Совершенно согласна. Фразы «Ты плохо выполнил эту работу» и «Я считаю,
что ты не справился с работой» воспринимаются совершенно по-разному, хотя выполненная
работа тут не становится менее плохой.
Распространённый совет №4.
Критикуйте
не личность, а поступки и результаты деятельности. Это, на мой взгляд, ключевой момент конструктивной
критики. Здесь же стоит «встраивать»
такие моменты как конструктивная форма высказывания критики (не сарказм и
злобствование) и объективность критических высказываний (факты, только факты и
ничего кроме фактов).
Распространённый совет №5
Высказывая
критические замечания, используйте «правило бутерброда»:
похвала-критика-похвала. Хорошее работающее правило, помогает поругать и не обидеть. Сюда также
хорошо ложится совет обозначать в конце разговора позитивную перспективу на
будущее. Например: «Уверен, что к назначенному сроку вы сделаете всё гораздо
лучше» или «Не сомневаюсь, что в будущем вы таких ошибок не допустите».
Распространённый совет №6
Похвала
может быть публичной, а критика – только «с глазу на глаз». Согласна на все 100%. Публичное порицание и
указание на ошибки редко приводит к стремлению тут же всё исправить. Хотя,
конечно, существуют ситуации, когда публичных замечаний не избежать - на
совещаниях, когда надо дать критическую оценку работы смежному подразделению,
например. Но если следовать совету №4, отношения останутся конструктивными.
Распространённый совет №7
Критика
в стиле «коучинг». Очень мне нравится этот совет, тем более, что он реально работает и в
нашей компании.
Суть в
том, что в качестве критики используются вопросы для получения обратной связи
от критикуемого. Например, «По какой причине не удалось завершить работу в
срок?», «Что вы предприняли, для того чтобы ускорить выполнение работы?», «Запрашивали
ли вы дополнительные ресурсы улучшения качества работы?» Коуч-подход
заключается также в предложении помощи по исправлению ситуации. «Давайте
подумаем, как нам не допустить таких ошибок в дальнейшем», «Какая помощь вам
нужна, чтобы оперативно исправить работу?», «Как , по вашему, нам можно
исправить ситуацию?»
Что
читала
http://www.elitarium.ru/2012/09/05/kritika_vazhnoe_umenie_rukovoditelja.html
и далее по ссылкам на эту тему. Вообще «Элитариум»
неплохой ресурс, есть много интересных материалов. Преимущественно «наукообразные»
статьи, но от этого не менее полезные.
А вот
это просто моё любимое: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200400511.
Конечно, это по большей части применяется в
межличностных отношениях, Но, мне кажется, что и в работе этим «9 шагам просто
и не обидно сказать о неприятном» найдётся место.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий