четверг, 6 сентября 2012 г.

Хочу сказать о неприятном…


Зайчонка Толстячка из мультфильма «Бэмби» мама учила этому так: «Если ты не можешь сказать что-нибудь приятное, то лучше вообще ничего не говори». Но, поскольку у нас нет задачи «быть зайчиками», а есть задача конструктивно критиковать и говорить о том, что нам не нравится, нам, видимо, потребуются другие советы.
И здесь, пожалуй, большинство экспертов скажут нам приблизительно одно и то же.
Рассмотрю распространённые советы и поделюсь своим мнением.

Распространённый совет №1.
Кода собираетесь высказать критические замечания, настраивайтесь не на противостояние, а на диалог и устранение ошибок. Полностью поддерживаю. Иногда мы сами усугубляем ситуацию, продумав многочисленные «я – ему, а он мне, а тогда я – ему..». Наш «боевой» настрой тут же считывается собеседником и мы отдаляемся от цели разговора и вступаем в поединок.
Кстати, о целях критики.
 Распространённый совет №2.
Определите, что вами движет. Перед тем, как высказать критические замечания, спросите себя и постарайтесь быть максимально честными:
1.       Не завидую ли я этому человеку?
2.       Собираюсь ли я подсознательно его уколоть, сделать ему больно?
3.       Хочу ли таким путем самоутвердиться за счет унижения другого?
4.       Хочу ли сохранить с ним хорошие взаимоотношения?
5.       Высказывал ли я когда-либо ранее критические слова в его адрес? Как он их воспринимал?
6.       Не являюсь ли я несдержанным человеком в той степени, что могу вспылить в разговоре и обидеть собеседника?
7.       Так ли уж необходима эта критика?

Я сейчас не шучу. Советы с таким (и шире) списком вопросов к самому себе можно встретить очень часто. Хочется верить, что это относится больше к межличностным, чем к рабочим отношениям. Хотя специальных указаний в источниках, где я такие вопросы встречала, не было. Моё мнение: бросьте! Разговаривать со своим подсознанием надо в кресле у психоаналитика. Или в уединённом месте на отдыхе. У вас просто может не быть времени как следует порасспросить себя о своих мотивах, ведь иногда замечания нужно делать сразу же по ходу выполнения какой-то задачи или обсуждения. И потом, если вы честно ответите себе, что вы завидуете кому-то, остановит ли это от высказывания критики или сделает её конструктивной? Вряд ли.
А что всё-таки может сделать критику конструктивной?


Распространённый совет №3.
Критикуя, используйте «я-сообщения». Совершенно согласна. Фразы «Ты плохо выполнил эту работу» и «Я считаю, что ты не справился с работой» воспринимаются совершенно по-разному, хотя выполненная работа тут не становится менее плохой.

Распространённый совет №4.
Критикуйте не личность, а поступки и результаты деятельности. Это, на мой взгляд, ключевой момент конструктивной критики.  Здесь же стоит «встраивать» такие моменты как конструктивная форма высказывания критики (не сарказм и злобствование) и объективность критических высказываний (факты, только факты и ничего кроме фактов).

Распространённый совет №5
Высказывая критические замечания, используйте «правило бутерброда»: похвала-критика-похвала. Хорошее работающее правило, помогает поругать и не обидеть. Сюда также хорошо ложится совет обозначать в конце разговора позитивную перспективу на будущее. Например: «Уверен, что к назначенному сроку вы сделаете всё гораздо лучше» или «Не сомневаюсь, что в будущем вы таких ошибок не допустите».

Распространённый совет №6
Похвала может быть публичной, а критика – только «с глазу на глаз». Согласна на все 100%. Публичное порицание и указание на ошибки редко приводит к стремлению тут же всё исправить. Хотя, конечно, существуют ситуации, когда публичных замечаний не избежать - на совещаниях, когда надо дать критическую оценку работы смежному подразделению, например. Но если следовать совету №4, отношения останутся конструктивными.

Распространённый совет №7
Критика в стиле «коучинг». Очень мне нравится этот совет, тем более, что он реально работает и в нашей компании.
Суть в том, что в качестве критики используются вопросы для получения обратной связи от критикуемого. Например, «По какой причине не удалось завершить работу в срок?», «Что вы предприняли, для того чтобы ускорить выполнение работы?», «Запрашивали ли вы дополнительные ресурсы улучшения качества работы?» Коуч-подход заключается также в предложении помощи по исправлению ситуации. «Давайте подумаем, как нам не допустить таких ошибок в дальнейшем», «Какая помощь вам нужна, чтобы оперативно исправить работу?», «Как , по вашему, нам можно исправить ситуацию?»

Что читала
http://www.elitarium.ru/2012/09/05/kritika_vazhnoe_umenie_rukovoditelja.html и далее по ссылкам на эту тему. Вообще «Элитариум» неплохой ресурс, есть много интересных материалов. Преимущественно «наукообразные» статьи, но от этого не менее полезные.
А вот это просто моё любимое: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200400511. Конечно, это по большей части применяется в межличностных отношениях, Но, мне кажется, что и в работе этим «9 шагам просто и не обидно сказать о неприятном» найдётся место.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий