пятница, 28 сентября 2012 г.

«Выученные уроки» от бывших руководителей.


Эту "оду бывшим руководителям" мне навеяли два опроса на сайте hrm.ru. Один из них касался лояльности по отношению к бывшему работодателю, а второй - особенностей непосредственного руководителя. Как-то это все у меня вместе сложилось и вышел вот такой текст.

Плохо это или хорошо, но у меня было не очень много работ и не очень много руководителей.
А из моих немногих бывших руководителей «настоящих» было совсем мало, а может быть, и совсем не было. По крайней мере, так мне казалось на момент работы с ними и в первое время после.
Однако, проходило пару лет и  я понимала – на  самом деле мне следует искренне поблагодарить бывшего руководителя за уникальные знания и опыт, которые я получила.
Потому что когда наблюдаешь, что делается неправильно, понимание необходимых правильных действий наступает быстрее и чётче.
В самом начале  трудового пути у меня был руководитель, который старался как можно меньше со мной разговаривать просто потому, что плохо говорил по-русски, а мой английский был  на уровне школьной программы. Доходило до смешного – однажды он позвал меня к себе в кабинет, долго что-то рассказывал, но когда я вышла и меня спросили, о чём была речь, я не могла точно сказать: то ли меня только что повысили, то ли уволили.
Он был добрым человеком, этот мой руководитель. Позволял мне, студентке, приходить в офис по выходным и печатать рефераты и курсовые. Но он ничему не мог меня научить из-за нашей общей языковой проблемы, а моя должность называлась «стажёр» и я работала за опыт с символической оплатой 1 доллар в час.
Кроме того, что нужно срочно подтягивать английский, я тогда я впервые подумала, что, наверное, хороший руководитель должен много разговаривать со своими подчинёнными на понятном для них языке. Чтобы они понимали его требования, чтобы не сомневались, уволили их или повысили, чтобы могли улучшить свою работу благодаря его замечаниям и обучению.

Моя следующая бывшая руководительница была слишком занята борьбой с лишним весом и взаимоотношениями с нерадивым водителем, чтобы как-то находить время для управления сотрудниками. Стараясь не есть мучного и сладкого, она постоянно приносила в офис морковь и расставляла её везде в корзиночках. Но это всё равно не помогало, и борьба с лишним весом была постоянной темой для обсуждения. Видимо, сосредоточенность моего руководителя на личных проблемах была заметна не только мне, потому что она пропала из нашего офиса также неожиданно, как и появилась. А я поняла, что для хорошего руководителя очень важными являются навыки самоорганизации и самоконтроля, потому что если ты не можешь победить собственный аппетит, вряд ли сможешь одолеть серьёзные бизнес-задачи и вдохновить сотрудников на их решениеJ.

Работа с ещё одним бывшим руководителем была столь же поучительной, сколь и стрессовой. 

Первое и главное, чему я у неё научилась – это самостоятельность. 
С самых первых дней работы самым частым ответом на мои вопросы, что и как делать, было: «Подумай сама, ты же не маленькая!» Когда я приходила и рассказывала, что вот у меня это, это и это, а времени всего 8 часов в день, руководитель выгибала бровь и спрашивала: «Ну, и что ты хочешь мне сейчас сказать? Что ты перегружена и я плохо организовала твою работу?» 
Наверное, именно это я и хотела сказать, но после такой постановки вопроса мне сразу становилось понятно, что у руководителя другое мнение по этому поводу и организовывать свою работу без перегруза я должна самостоятельно.

Это позже я узнала, что постановка задач и организация процессов «снизу вверх» является вполне работающим инструментом управления, тогда же мне казалось, что меня, не умеющую плавать, сбросили в реку без спасательного круга и с берега наблюдают: выплывет или не выплывет? Правда, когда я «плыла» хорошо никто мне  «медалей» не выдавал, это воспринималось само собой разумеющимся. Зато когда я начинала «тонуть», моя руководитель была тут как тут, чтобы красноречиво объяснить мне, почему это произошло.
Она никогда не стеснялась в выражениях и могла приправить любое своё замечание или распоряжение чем-нибудь покрепче, для пущей убедительности. Однажды вернувшись с обеденного перерыва, я обнаружила на своём столе документ, который готовила, с подчёркнутыми якобы ошибками и чудной резолюцией своего руководителя: «Это что такое, е.т.м!». Да, самое важное было сказано в аббревиатуре, но у кого есть второй вариант расшифровки этой аббревиатуры?
Из этих довольно часто повторяющихся ситуаций я сделала вывод, что просторечия и, тем более, нецензурщина в указаниях руководителя как-то уж очень сильно снижают эффект управленческого воздействия. Потому что единственное, о чём можно думать, слушая такие речи, это не способы исправления ошибок, а ответ на вопрос «что я здесь делаю?».

Работая с этим руководителем, я также довольно быстро научилась правильно расставлять приоритеты. Когда мне давалось задание, сроки его выполнения никогда не оговаривались. Я стала уточнять дедлайны, но это не сильно изменило ситуацию - о выполнения задания меня могли спросить в любой момент или не спросить вовсе, несмотря на обозначенные сроки. Поэтому моим принципом стало выполнение любого задания от руководителя в первую очередь, а уж потом всего остального. Согласитесь, не самый плохой способJ

Также от этого своего руководителя я узнала много постулатов житейской мудрости по части работы. Например, она любила говорить: «Если ты хоть немного напрягся, твой начальник должен это увидеть!». Встречали вы рекомендации рассказывать и демонстрировать свои достижения руководителю, чтобы получить повышение? Так вот, это то же самое, только другими словами. Правда, поняла я это не сразуJ

Ещё позже наблюдая страшно неловкую ситуацию когда вручая памятные знаки сотрудникам, проработавшим в компании 10 лет, директор по персоналу не могла ни вспомнить их имена и фамилии, ни опознать их визуально, я буквально поклялась себе, что с каким бы большим штатом сотрудников мне не пришлось работать, я приложу все усилия, чтобы знать их не только по должностям, но также по именам-фамилиям, срокам и результатам работы в компании.

Вот такие у меня были уроки. По крайней мере те из них, которые я могу воспроизвести не особо напрягая память.

И, собственно, зачем я всё это пишу, кроме того, чтобы повспоминать своих бывших руководителейJ.
Любой руководитель, хотим мы того или нет, обязательно чему-нибудь научит. Уверена, что и у моих бывших сотрудников есть повод вспомнить меня в том или ином контекстеJ 
Тут главное, на мой взгляд, как воспринимать это обучение. 
Можно сопротивляться, менять работу, костерить никчёмных начальников на чём свет стоит. 
А можно наблюдать, анализировать, выделять главное, и даже в плохом находить что-то правильное и полезное для профессионального и карьерного роста. 
И если вы пойдёте вторым путём, то у вас всегда будет повод поблагодарить ваших бывших руководителейJ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий