пятница, 2 августа 2013 г.

Расстанемся друзьями

В отношениях работник-работодатель рано или поздно наступает момент, когда стороны понимают, что дальше им предстоит двигаться разными дорогами. Инициатором расставания может быть как работник, так и работодатель, а вот то, насколько безболезненно оно пройдёт, зависит от умения сторон договориться.

Не секрет, что часто накануне увольнения происходят своеобразные «шпионские игры». Работник, который планирует покинуть компанию,  начинает часто отпрашиваться под видом всякого рода личных обстоятельств, выбегает из кабинета, чтобы поговорить по телефону, его стиль одежды резко меняется с повседневного на деловой. Работодатель, решивший уволить работника, сокращает его круг обязанностей, минимизирует коммуникации, размещает анонимные или скрытые вакансии и проводит неафишируемые встречи с потенциальной заменой. Эти «шпионские игры» довольно хлопотны для обеих сторон, они требуют множества дополнительных усилий и создают серьёзное напряжение. Гораздо честнее и правильнее открыто заявить о своих намерениях. Правда, это не всегда так просто, как кажется, но если отбросить эмоции и попытаться соблюсти интересы друг друга, вполне возможно.

В чём заинтересован увольняющийся сотрудник? Он хочет иметь возможность  проходить собеседования в удобное для него время, не прячась, не плетя небылиц о причинах своих задержек и отпрашиваний, а также получить хорошие рекомендации.
Что важно работодателю? Правильный человек на определённой должности, качественная передача дел, сохранение рабочих контактов уходящего сотрудника, а также время на подбор замены.
И, конечно, то, как проходит расставание, влияет на репутацию и работника, и работодателя. Поэтому лучше, когда удаётся не впадать в обиды и договориться об обмене: мы тебя отпускаем на интервью, но ты остаёшься на пару дней адаптировать нового сотрудника на твоей должности; ты качественно передаёшь дела, а мы готовы дать тебе лучшие рекомендации и т.п.


Понятно, что тратить оплачиваемое время на помощь увольняющимся сотрудникам не везде  станут, но у нас в компании это принято, да и занимает не так много времени. По хорошему уходящий из компании человек может рассчитывать на помощь с составлением резюме или его экспертную оценку, рекомендации по размещению на сайтах, рекомендации по прохождению интервью. Можно даже пройти у меня пробное интервью и получить обратную связь. 
Хорошее отношение бывших сотрудников окупается – иногда они возвращаются в нужное для нас время, рекомендуют работу в компании своим знакомым. У нас достаточно высокий процент повторного найма на работу бывших сотрудников. А совсем уж хорошие могут прийти в компанию за покупками и получить скидку сотрудника, даже если сотрудниками уже не являются:)
При доброжелательном расставании выходные интервью тоже проходят с меньшим напряжением и большей пользой. Порой информация от уходящих сотрудников, которую они не выдают ни при каких опросах, помогает принимать важные управленческие решения.

Мне кажется важным хорошо расставаться и с несостоявшимися сотрудниками, с людьми, которые приходят на интервью. И я сейчас не про то, что если обещали позвонить - нужно звонить и т.п. Человек потратил время на встречу с Вами, проходил через стресс оценки и неудобных вопросов и, на мой взгляд, кроме полагающегося по определению вежливого обращения, он заслуживает какой-нибудь бонус, даже если не подходит для работы в вашей компании. Например, рекомендации по доработке резюме или поведению на собеседовании. Разумеется, делать это следует только если ситуация располагает или кандидат сам попросил дать отзыв. Когда человек не готов ничего слышать, вы поймёте:)
Я не жалею 5-10 минут, чтобы дать кандидату небольшую обратную связь. Сказать, что мне особенно понравилось в нём в ходе встречи или, наоборот, советую чего-то не делать или не говорить на последующих интервью, чтобы не портить впечатление. Понятно, что я это делаю не для всех кандидатов, но если человек мне нравится и кажется неплохим специалистом, хоть в данный момент и не подходящим для нас, я даю советы и рекомендации.

Некоторые мои коллеги считают такой подход неоправданным – никто не любит советчиков, людям нужна работа, а не советы по улучшению резюме и, скорее всего, никто не будет пользоваться всеми этими рекомендациями. А мне кажется, что так поступать хорошо и правильно. Потому что, то, о чём думает и расскажет человек после собеседования у нас, влияет на репутацию компании. На мою профессиональную репутацию. И как знать, не усовершенствует ли он свои пока сырые нужные нам навыки к нашей следующей подходящей вакансии.

А ещё мне просто  приятно, когда человек считает, что даже если с совместной работой не сложится, он не зря приезжал на интервью, потому что услышал полезное для себя. Одна девушка искренне благодарила меня за совет контролировать темп речи. На нашей первой встрече она произносила тысячу слов в минуту:). Я пыталась её «замедлить» говоря размеренно, но это не сработало. И тогда я сказала напрямую, что чувствую, что она специалист своего дела, но ни я, ни большинство людей не успеют понять смысл того, что она рассказывает при таком темпе речи и сильнейшей отвлекающей жестикуляции:) Ещё несколько человек уходили от меня довольными, даже не получив работу потому, что получили список сайтов где можно размещать резюме и советы по выделению главного в резюме и в самопозиционировании на собеседовании. Надеюсь, что в дальнейшем у них всё сложилось хорошо:)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий