среда, 21 августа 2013 г.

Не нужно лишних слов

Антропологи нам рассказывают, что речь у людей появилась именно для того, чтобы лучше понимать друг друга. В какой-то момент мимики, жестов, нечленораздельных звуков людям стало недостаточно для эффективного взаимодействия, вот они и начали разговаривать. Тем более удивительно в 21 веке обнаруживать, что знаки и жесты мы порой понимаем лучше, чем слова.

Как общаются автомобилисты на дорогах? Ни одного слова – сплошные подмигивания и резкие звуковые сигналы. Подмигнул – вот тебе и спасибо сказал за что-то. Или предупредил – осторожно, впереди гаишники! Или – совсем уж вежливое и доброжелательное – обгоняй, впереди безопасно! А если надо сказать не вежливое и не доброжелательное, то клаксон до упора – куда прёшь! – и всё в таком духе. И всем всё понятно, не надо никаких слов.

А со словами как раз иногда происходит ровно противоположное. Руководитель пишет подчинённому письмо:
- Прошу предоставить отчёт в соответствии с прилагаемой формой. В другой форме отчёт не принимается.
Вроде бы – что тут непонятного? Даже то, что руководитель пребывает в раздражении и настроен решительно - очевидно. Но нет, подчинённый ещё дважды отправляет отчёт не так, как того требует руководитель. В конечном итоге нужная форма отчёта была получена только тогда, когда руководитель просто вернул письмо с тремя восклицательными знаками. Без слов.

А сколько примеров, когда, получив письмо, несколько человек понимали его по-разному или не понимали вовсе, просто не дочитав до конца или по-своему истолковав слова. И в результате вместо сокращения времени на передачу информации отправитель получает шквал дополнительных звонков с уточнениями и возражениями.

Ладно, письма. Письменная речь осложняется как особенностями восприятия, так и способностью отправителя изложить свои мысли. Но в устной речи, в разговоре глаза в глаза, казалось бы, слова должны полностью выполнять своё историческое предназначение. Но и тут - нет.

Эксперты утверждают, что всегда, когда мы слушаем другого человека, мы понимаем не 100% того, что он хочет нам сказать. Зато если информация имеет внешний выразитель – ту же схему, таблицу – или мы вместе видим одно и то же – мы лучше всего понимаем, о чём, собственно, речь. Задействование регламентов в картинках позволяет успешно адаптировать в трудовой деятельности даже людей с ограниченными возможностями. Мой личный недавний опыт, хоть и не имеет отношения к рабочим ситуациям, но наглядно убеждает в том, что умение изображать жестами и рисовать картинками гораздо полезнее знания иностранных слов.
 
Так может, ну их уже, слова эти, если от них одна только путаница и пользы никакой?

Назад, к картинкам, пиктограммам и звуковым сигналам, и будет нам счастье взаимопонимания? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий