
Как общаются автомобилисты на дорогах? Ни одного слова –
сплошные подмигивания и резкие звуковые сигналы. Подмигнул – вот тебе и спасибо
сказал за что-то. Или предупредил – осторожно, впереди гаишники! Или – совсем
уж вежливое и доброжелательное – обгоняй, впереди безопасно! А если надо
сказать не вежливое и не доброжелательное, то клаксон до упора – куда прёшь! –
и всё в таком духе. И всем всё понятно, не надо никаких слов.
А со словами как раз иногда происходит ровно противоположное.
Руководитель пишет подчинённому письмо:
- Прошу предоставить отчёт в соответствии с прилагаемой
формой. В другой форме отчёт не принимается.
Вроде бы – что тут непонятного? Даже то, что руководитель
пребывает в раздражении и настроен решительно - очевидно. Но нет, подчинённый
ещё дважды отправляет отчёт не так, как того требует руководитель. В конечном
итоге нужная форма отчёта была получена только тогда, когда руководитель просто
вернул письмо с тремя восклицательными знаками. Без слов.
А сколько примеров, когда, получив письмо, несколько человек
понимали его по-разному или не понимали вовсе, просто не дочитав до конца или
по-своему истолковав слова. И в результате вместо сокращения времени на
передачу информации отправитель получает шквал дополнительных звонков с
уточнениями и возражениями.
Ладно, письма. Письменная речь осложняется как особенностями
восприятия, так и способностью отправителя изложить свои мысли. Но в устной
речи, в разговоре глаза в глаза, казалось бы, слова должны полностью выполнять
своё историческое предназначение. Но и тут - нет.
Эксперты утверждают, что всегда, когда мы слушаем другого
человека, мы понимаем не 100%
того, что он хочет нам сказать. Зато если информация имеет внешний выразитель –
ту же схему, таблицу – или мы вместе видим одно и то же – мы лучше всего
понимаем, о чём, собственно, речь. Задействование регламентов в картинках
позволяет успешно адаптировать в трудовой деятельности даже людей с
ограниченными возможностями. Мой личный недавний опыт, хоть и не имеет
отношения к рабочим ситуациям, но наглядно убеждает в том, что умение изображать жестами
и рисовать картинками гораздо полезнее знания иностранных слов.
Так может, ну их уже, слова эти, если от них одна только
путаница и пользы никакой?
Назад, к картинкам, пиктограммам и звуковым сигналам, и будет
нам счастье взаимопонимания?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий