пятница, 9 августа 2013 г.

Вежливый отказ или что в других не любишь, того и сам не делай

То, что работодатели, «нехорошие люди», сплошь и рядом отсыпают «квалифицированным и опытным» соискателям немотивированные и даже незаконные отказы в приёме на работу – факт общеизвестный. Соискатели обстоятельно описывают свой печальный опыт, обиды и недоумения в интернете, обращаются в суд. Но трудоустройство – процесс не односторонний, работодатели отбирают сотрудников, а сотрудники работодателей. И работодателям тоже отказывают! И если свобода работодателя отказывать в приёме на работу по многим основаниям ограничена законодательно, то у соискателей в формах отказа работодателю ограничением выступают пока только здравый смысл, объём словарного запаса и уровень воспитанности.

Да, предостаточно рекрутеров, которые решение об отказе прикрывают стандартной фразой «мы вам перезвоним» и не перезванивают. Да, есть компании-работодатели, которые позволяют себе грубые и необоснованные отказы. Многие присылают по почте шаблонные формы отказа с невнятными формулировками «в настоящее время мы не можем предложить вам работу». Согласна, что это непрофессионально и неприятно и соискатели имеют полное право гневаться.


Но когда сами соискатели отказывают, обнаруживается, что у нас много общего.  

Начать хоть с ограничений, устанавливаемых в резюме. Впрочем, даже когда работодателям ещё можно было в объявлениях о вакансиях устанавливать рамки по полу, возрасту и пр., их публикации гораздо реже грешили недоброжелательной категоричностью, чем резюме соискателей. Я, конечно, чаще имею дело с резюме, чем с вакансиями других работодателей. Но и та выборка, которую я ежемесячно просматриваю для анализа рынка, гораздо меньше пестрит заявлениями в духе «таких-то, таких-то и таких-то прошу меня не беспокоить!». Многие резюме содержат прямые обращения, вроде: «Уважаемые работодатели! Ваши неоплачиваемые стажировки, пятидневки и три вида транспорта, чтобы добраться до места работы, МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ!!!». И это такая форма отказа, да. По содержанию - человек обозначил свои предпочтения, но по форме… Очевидно, что указания  «интересует работа, рассмотрю предложения в таком-то районе, с таким то графиком» и т.п. суть то же самое, но без ошеломляющей категоричности. Однако они встречаются реже, чем блокирующее «просьба не беспокоить!».
Больше того, некоторые соискатели звонят, прочитав информацию о вакансии с указанием всех деталей, и кричат в трубку: «да вы с ума сошли, какой дурак будет за вашу мизерную зарплату выполнять такой объём работ!» или «да кто к вам в такую даль поедет, я себе не враг полжизни в транспорте провести!». Мы, собственно, ещё и предложения никакого человеку не делали, только разместила вакансию, а нам уже… отказали. Казалось бы – не подходят условия работы, обозначенные в объявлении, зачем звонить? Если всё-таки надеяться на то, что у человека были благие намерения, то, наверное, для того, чтобы открыть нам глаза на необоснованность наших требований…
 
Теперь про «обещали, но так и не перезвонили». Опущу сейчас не приходы на собеседования без звонка и письма, хотя это тоже весьма увлекательная тема. Я читала на каком-то форуме рассказ одной соискательницы, которая уже буквально подошла к воротам офиса компании на собеседование, но увидев решётки на окнах, опросив мимо проходящих и узнав, что с некоторой долей вероятности на этой территории работают то ли с больными детьми, то ли с заключёнными, повернула обратно. «Представляете, куда меня пригласили! - возмущалась девушка. - Чудные работодатели ещё несколько раз перезванивали мне, но я не брала трубку, нашли идиотку!» То есть человек не поленился рассказать всем про нехороших работодателей, которые куда-то не туда пригласили, но поленился войти в дверь, к которой уже подошёл, чтобы узнать с кем там работают! Но это ладно, опять вопрос личных предпочтений, обозначенных в нелицеприятной манере.

Но ведь часто бывает,  что и все собеседования уже пройдены, и сроки выхода на работу согласованы, а человек пропадает. Не отвечает ни на звонки, ни на письма, отключает телефон и почту. У него утоняли все его пожелания, делали официальное предложение с соблюдением договорённостей, на него рассчитывали. А он передумал, получил более выгодное предложение, решил заняться чем-то другим, решил вообще ничем не заниматься и устроить себе отпуск, но чтобы «не обижать и не расстраивать» потенциального работодателя счёл наилучшим не сообщение о своих изменившихся обстоятельствах, а исчезновение из поля зрения. Работодатель, конечно, через несколько дней понимает, что ему уже не дождаться нового сотрудника, но давайте всё-таки проясним ситуацию с этим «не обижать и не расстраивать».

Уважаемые, мы же с вами не в личные отношения вступаем! Это там обиды и расстройства уместны и имеют порой решающее значение для продолжения или, наоборот, прекращения нормального взаимодействия. А здесь обижаться - это то же самое, что продавцу обидеться на покупателей, которые не покупают его товар. Или покупают, но через некоторое время возвращают обратно.
Да - раздражение, да – разочарование, да - сожаление о напрасно потраченном времени и усилиях. Но не обида, особенно если человек не затянул информирование об изменении своего решения и объяснил причины.
До сих пор даже с некоторой благодарностью вспоминаю нашу несостоявшуюся сотрудницу, которая, уже выйдя на работу, через час подошла и сказала, что всё-таки организация рабочего пространства, расположение столовой и санузла ей не подходят. «Извините, но мне есть с чем сравнивать, и я хотела бы для себя лучшие условия, хотя с точки зрения содержания работы мне было бы интересно у вас работать» - сказала девушка на прощание. Девушку мы отобрали из нескольких кандидатов, хотели сотрудничать именно с ней, но насильно мил не будешь и мы расстались без драм. Зато всех остальных кандидатов я уже обстоятельно расспрашивала об их предпочтениях в части условий работы.
Поэтому, когда кажется, что отказать - значит «обидеть и расстроить» работодателя, взгляните на это и с другой стороны – просто никому не хочется быть в неловкой и неприятной ситуации, не хочется оправдываться и приносить извинения. А ещё честный, даже и грубый, ответ о том, что не устраивает в предложении работодателя, никому не грозит судебным разбирательством. В то время как работодатель, отказывая, обязан принимать во внимание требования законодательства и выбирать слова и формы отказа.

Но это уже не сходство, а различие в отказах соискателей и работодателей. Различия да, тоже имеются. Если посмотреть на поисковые запросы и обсуждения на форумах работодателей и соискателей по поводу отказов друг другу, совершенно чётко заметна одна любопытная тенденция. Представители работодателей по большей части ищут возможности отказать и не нарушить законодательство или обезопасить свою компанию от нежелательных соискателей (судимости, неадекватное поведение, предполагаемая возможность плохого выполнения работы из-за возраста, ограничений по здоровью и пр.)
А соискатели ищут это самое «отказать и не обидеть», а ещё возможность отказать так, чтобы сохранить  возможность трудоустройства в эту компанию, если причина, по которой они собираются отказать - «не выгорит» (сделавшая более выгодное предложение компания не сдержит обещания, не понравится коллектив и пр.). То есть - и на ёлку влезть, и штаны не порвать. И хотя большинство обсуждений отказов работодателям всё равно сводится к рассказам о том, как «обещали, но так и не перезвонили» или «как они могут оценить мою квалификацию, эти никчёмные девицы из отдела кадров!», целевые ответы на поставленный вопрос содержат прежде всего советы, как «по-умному» построить беседу или составить отказное письмо. Другими словами, чтобы не «обижать» работодателя, люди друг другу советуют его надурить. Ладно, форумы, где кто угодно может говорить что угодно. Но вот даже в статьях какие-то «эксперты по кадровым вопросам» советуют соискателям «удачные способы» отказать работодателям, если они «стесняются» дать честный отказ и хотят «сохранить репутацию». А некоторые соискатели прямо на сайте одного сообщества кадровиков и специалистов по управлению персоналом рассказывают, что честный ответ о причинах отказа работодателю может побудить последнего «начать крестовый поход против наглеца» и дают множество рекомендаций по «грамотному отказу работодателю».


Хорошо, что всё-таки встречаются ещё и соискатели без лишних «прыжков и ужимок», и работодатели, способные строить нормальные отношения даже с потенциальными сотрудниками. И мне кажется, если следовать принципу «что в других не любишь, того и сам не делай», таких будет больше и это в интересах и работодателей, и соискателей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий