пятница, 23 августа 2013 г.

У них и у нас: креатив в трудоустройстве

Живут же люди! То им резюме на торте присылают, то на бейсбол приглашают, чтобы поговорить о приёме на работу в непринуждённой обстановке! А прекрасное использование интернет-фишек для привлечения внимания работодателей! Создаются сайты наймитеджима.ком, собираются лайки на Фейсбуке под снимками на тему «я-профессионал», используется контекстная реклама, где ключевыми словами выступают имена руководителей крупных компаний, чтобы эти самые руководители, погуглив свои имена (очевидно же, что они это делают на регулярной основе) получили в топ-10 выдачи приветствия в духе: «Дорогой Билл Гейтс! Меня зовут Джон и я лучший в своём деле, наймите меня!». Просто завораживает!
И, главное, - работодателей цепляет! Они охотно откликаются на креатив и делают предложения о работе.

Американский сайт по развитию карьеры CareerBuilder.com провёл опрос рекрутеров о самых запомнившихся интервью с положительным результатом и на первых местах там как раз креативные подходы. Например:
- Кандидат разместил информацию о себе на рекламном щите в здании офиса работодателя;
- Кандидат пришёл на интервью в белой рубашке, под которой была видна красная футболка с лозунгом: «Наймите меня, я - трудяга!»;
- Кандидат попросил провести интервью на испанском, чтобы продемонстрировать своё знание языка;
- Кандидат спел «серенаду» под окнами работодателя о том, почему он лучший кандидат на открытую вакансию;
- Кандидат залез на крышу, которую работодатель ремонтировал, и предложил свои услуги.

В нашей реальности, как мне кажется, такой опрос на первых позициях выдал бы что-то существенно менее креативное, вроде «кандидат помог секретарю сделать копии, заметив, что ей нужна помощь» или «кандидат до начала интервью починил сломавшееся кресло в переговорной». А единичные случаи креативных подходов (закончившихся преимущественно ничем) у нас только изредка появляются в публикациях  и широко обсуждаются долгое время.

Тем не менее, зарубежный опыт по части креативных способов трудоустройства сильно вдохновляет отечественных «экспертов» и они периодически выступают с рекомендациями на эту тему. Советуют написать резюме на чем-нибудь необычном (вроде футбольного мяча или цветной бумаги, да), публиковать резюме в необычных местах (на сайтах эээ…знакомств или в чатах он-лайн игр). Однако, все статьи с рекомендациями чаще всего заканчиваются словами о том, что «не стоит так уж рассчитывать на новаторские методы» и убеждённостью, что если вы – хороший специалист, то «вам достаточно простых цифр и перечня достижений в резюме, мимо которых HR-специалисты пройти просто не имеют права».

Впрочем, популярный американский HR-эксперт, «злобная HR-дама» Сьюзан Лукас высказывается против «перекреатива», справедливо отмечая, что в том же опросе CareerBuilder.com  нет указаний на специфику должностей, заинтересовавших креативных кандидатов.  Интервью на испанском, если он не требуется в работе, будет напрасной тратой времени. Соло на гитаре хорошо для индустрии развлечений и рекламы, но будет выглядеть странно и неприемлемо для большинства других компаний. И с Сьюзан Лукас трудно спорить, когда она советует, прежде всего, изучать предпочтительных работодателей и для успеха придерживаться «классических основ» в трудоустройстве: одеться соответствующе, правильно составлять резюме, задавать подходящие вопросы и обращаться за работой, в которой вы профессионал.

А вот примеры креативного подхода, который не сработал:
- Сразу несколько вариантов, когда кандидат что-то посылал интервьюеру: корзину с фруктами на домашний адрес (адреса никто не давал); тушёную говядину с сообщением «поешьте хорошенько и наймите меня!»; предмет из виш-листа по покупкам; лотерейный билет.
- Кандидат поставил таймер на стол перед интервьюером и заявил, что сейчас за три минуты объяснит, почему он лучше всех подходит для работы;
- Варианты по форме одежды: кандидат нарядился клоуном, надел флюоресцентный костюм.
- Кандидат стал гадать интервьюеру на картах таро.

Как видите, иногда «креативят» и такое, что даже американцам кажется странным, а не то, что нам. На самом деле даже сработавшие зарубежные креативные подходы  у нас выглядели бы странно и вряд ли нашли бы понимание. Всё-таки в большинстве случаев работу у нас получают кандидаты, которые самопозиционируются в пределах нормы))

И, тем не менее, мы  продолжаем делать перепосты и переводы материалов с рассказами о креативных способах поиска работы. Но почему? В немалой степени просто чтобы рассказать про забавное. Но, ещё, как мне кажется, и потому, что нам бы хотелось проявления креатива, по крайней мере, от специалистов, чья работа, собственно, и заключается в генерировании и реализации нестандартных идей и подходов. Это понятно: что маркетологу – креатив, то бухгалтеру – смерть. Но ведь рекламщикам, дизайнерам, копирайтерам сам бог велел при поиске работы проявлять креативность. А мы от них часто получаем средненькие резюме и унылые портфолио. Обидно. И за творческие специальности, и за державу))

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий