четверг, 8 августа 2013 г.

Справедливость торжествует

с нерушимой однозначностью для всех только в сказках. Там злая королева совершает исключительно подлые и коварные действия, а прекрасная принцесса, наоборот, со всеми без исключения мила и приветлива, всем помогает и ко всем добра. И у нас не возникает даже тени сомнения в справедливости, когда одна из них падает в пропасть, а вторая получает жениха, трон и прочие блага.
Но когда речь заходит о производственных конфликтах, выплатах за труд, основаниях для увольнения -  всё гораздо сложнее. Потому что никто и ничто не бывает абсолютно хорошим или абсолютно плохим. Нюансов великое множество и их все нужно проверить и учесть, чтобы поступить справедливо. Больше того, у всех восприятие справедливости разное, для работника это может быть одно, а для работодателя – совсем другое.

Вряд ли сотрудник, который считает, что с ним поступили несправедливо, станет принимать во внимание тот факт, что в конечном итоге владелец создавал свой бизнес не для того, чтобы разбираться насколько хорошо Иван Иванович ладит с Иваном Никифорычем. И не для того, чтобы выяснять, не в обиде ли Василий Сергеевич, что новый сотрудник Николай Петрович получает такой же оклад. Ведь если объяснить Василию Сергеевичу, что компания платит ему и новичку Николаю Петровичу одинаковые оклады не потому, что не ценит его труд, а потому, что не может на меньшие деньги привлечь нужного специалиста, а для оценки индивидуального вклада Василия Ивановича в компании существуют премиальные выплаты – удовлетворит ли это жаждущего справедливости Василия Ивановича? Скорее всего, нет.

Гнев и обиды на несправедливость руководителей, системы премирования и даже распределения канцтоваров по подразделениям возникают и потому ещё, что порой ошибочно кажется, будто по справедливости – это поровну. Или что можно справедливо оценить отдельного сотрудника вне зависимости от других людей и процессов, просто потому, что он-то всё равно работал отлично, даже если подразделение провалило план. И тот факт, что, например, переплата также вредна с точки зрения эффективности работы, как и недоплата, тоже не будет аргументом в пользу справедливости. И разъяснения, что руководитель поступил так, а не иначе, потому, что его главная задача в производственных вопросах эффективность и результативность, а не справедливость в большевистском смысле этого слова тоже довольно тяжело. Можно доказывать, что при равных, казалось бы, усилиях премии у сотрудников разные потому, что у одного были более сложные клиенты или участок работы, но вопрос про справедливость от этого всё равно не снимается сам собой. Часто требующего справедливости интересует только собственная победа, а не истина. Или, на худой конец, чтобы Петрову тоже было плохо, потому что Иванову от этого станет неожиданно хорошо.

Увольняющийся сотрудник жалуется на нарушения со стороны руководителя, на ошибки внутренних коммуникаций, процессов. Кто прав? Кто виноват? Кому верить, кому – нет? Что говорят другие сотрудники? Как ситуация сказывается на работе подразделения? Может ли это нанести ущерб всей компании? Искать справедливость, выносить справедливые решения очень сложно. Настолько сложно, что иногда кажется, что справедливость торжествует только в сказках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий