«Битвы» в магазинах
не заканчиваются никогда. Рассказы о посещении магазинов очень часто напоминают
отчёты с мест боевых действий. Покупатели с покупателями, покупатели с
продавцами, продавцы с покупателями – извечные конфликты интересов. Все
стремятся поставить свои нужды на первый план, доказать свою правоту, оставить
за собой последнее слово, обставить недотёп и осадить зарвавшихся.
Давно в прошлом
времена товарного дефицита, когда продавцы были вершителями покупательской
судьбы. Теперь покупателей повсеместно спрашивают, понравилось ли им
обслуживание, соблюдают их потребительские права и всячески выказывают знаки
внимания и уважения. И раздутое покупательское эго, как бы отыгрываясь за все
многолетние притеснения, часто взвивается до небес даже при незначительных
промахах со стороны продавцов.
У меня есть знакомые,
которые со студенческих времён работают в самом обслуживающем из всех
обслуживающих бизнесе – в ресторанном. Они всегда поражают меня своим
дружелюбным потребительским поведением и тем, что оставляют чаевые в местах,
где их обслуживают, даже если это не подразумевается. Объясняют тем, что
прекрасно знают изнутри, каково это каждый день работать в сфере обслуживания,
потому что «клиенты бывают всякие». Однако, такая ситуация, как мне рассказали,
скорее исключение. Оказываясь «по другую сторону баррикад» и перейдя из
категории «обслуживающего персонала» в категорию «уважаемых посетителей» многие
ведут себя ничуть не лучше своих обидчиков, заставляющих их рыдать от несправедливости
в служебных помещениях.
И всё-таки, как у
работников торговли, у нас нет альтернативы вежливому и внимательному отношению
к нашим клиентам. Это, если хотите, такая клятва Гиппократа, только в торговле.
Думаете врачи всегда в восторге от больных и их поведения? Но они давали клятву
спасать жизни при любых обстоятельствах. И мы, когда принимаем решение работать
в сфере, связанной с обслуживанием потребителей, принимаем на себя
обязательства не только предоставлять качественный товар, но и качественно
обслуживать наших клиентов. Понимаете, есть такие профессии – обслуживать
покупателей. И они не менее важные и трудные, чем «Родину защищать».
Когда-то на радио
«Максимум» была передача: ведущий звонил в организацию, занятую в обслуживании
(химчистку, парикмахерскую, поликлинику) и по кругу, как попугай, повторял
перечень бессмысленных вопросов, не слушая ответы. Тот менеджер (секретарь,
регистратор), который не выходил из себя и вежливо продолжал пытаться выяснить
потребность звонящего, становился победителем и получал главный приз. Мне
кажется, именно так это и работает: тот, кто несмотря ни на что продолжает
выслушивать запрос и быть вежливым с клиентами, получает главный приз – их лояльность
и деньги.
А как у потребителей у
нас всегда есть возможность вспомнить, что мы чувствуем, когда бываем с другой
стороны конфликта. Что мы чувствуем, когда мы обслуживаем, а нас выводят из
себя. А ещё у нас есть возможность высказывать наши претензии и недовольства
так, как будто в этот момент на нас внимательно смотрят наши дети, родители, подчинённые,
руководители и другие значимые люди, которых мы любим и мнением которых дорожим.
P.S.
На этот пост меня вдохновило мужественное и профессиональное поведение милейшей
девушки Татьяны – кассира в «Седьмом континенте», которая беседуя с невероятно
взвинченной покупательницей, всё-таки осталась вежливой и довела сделку до
конца. Было приблизительно так:
Покупательница: ААААААААААА!
Татьяна: Ещё раз приношу свои
извинения за произошедшее, у Вас есть наша карта?
Покупательница: АААААААА!
Ааааааааа!
Татьяна: Ещё раз приношу свои
извинения за произошедшее, Вам нужен пакетик?
Покупательница: ААААА! Ааааа!
Татьяна: Ещё раз приношу свои
извинения за произошедшее, как Вы будете оплачивать – наличными или картой?
Покупательница: ААА! Ааа!
Татьяна: Извините ещё раз за
произошедшее, спасибо большое за покупку, приходите к нам ещё! Хорошего дня!
Покупательница: А!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий